Методика, разработанная Батраковой Л.Г.

Банковское дело » Анализ доходов и расходов банка » Методика, разработанная Батраковой Л.Г.

Страница 2

Наиболее общим показателем доходности коммерческого банка является показатель, характеризующий среднюю величину дохода, приходящегося на одного работника банка: Валовой доход банка / Среднесписочная численность работников.

Помимо этого следует проводить оценку стабильных доходов коммерческого банка. Стабильными доходами являются те, которые остаются практически постоянными на протяжении достаточно длительного периода времени и могут легко прогнозироваться на перспективу. Большая стабильность свойственная прежде всего доходам от основной деятельности. Отсутствие стабильности отражает рискованность бизнеса. Чем больше нестабильность в доходах, тем ниже качество доходов. Для определения стабильности доходов применяется ряд расчетных показателей: среднеквадратичное отклонение в доходах, низкое значение которого указывает на высокое качество доходов; коэффициент вариации, высокий уровень которого означает повышенный риск, нестабильность доходов, а также индекс нестабильности доходов, определяемый по формуле:

Iн.д. = å (у - уt)2 / n (2.3.1.)

Здесь уt подсчитывается с помощью метода аналитического выравнивания: уt = а+bt, где а - помехи, вызванные изменением курса валют; b - размер изменений; t - временный период.

Индекс нестабильности отражает вариации между действительными и возможными доходами. Следует иметь в виду, что высокое значение индекса указывает на низкое качество доходов.

Анализ расходов

Автором данной методики приводятся два подхода к определению расходов банка:

1. Расходы всего = Процентные расходы + Непроцентные расходы. (см. методику Пановой Г.С.)

2. Расходы всего = Операционные расходы + Расходы по обеспечению функционирования банка + Прочие расходы.

В общем виде расходы состоят из следующих основных слагаемых, так же как в предыдущих методиках:

n операционные расходы (Р1) - уплаченные проценты и комиссионные, расходы по валютным операциям, почтовые и телеграфные расходы клиентов;

n расходы по обеспечению функциональной деятельности банка (Р2) - зарплата и другие расходы по содержанию штата, чистые хозяйственные расходы, амортизационные отчисления, оплата услуг.

n прочие расходы банка (Р3) - уплаченные штрафы, проценты и комиссионные прошлых лет и др.

При анализе банковских расходов определяющую роль и место каждой группы расходов в общей сумме. Например, доля операционных расходов: Операционные расходы / Суммарные расходы, доля штрафов (пени и неустойки) в общей сумме расходов, доля расходов по уплаченным процентам за кредитные ресурсы, полученные из других банков: Сумма процентов, уплаченных банком / Суммарные расходы.

Динамика расходных статей анализируется по сравнению с предыдущими периодами или плановыми показателями. При этом увеличение доли прочих расходов банка свидетельствует об ухудшении управления банковскими операциями.

Значительное место в анализе расходов занимают показатели, характеризующие разные виды расходов на 1 руб. средних остатков по активным операциям:

1. Расходы по содержанию персонала / Средние остатки по активам

2. Хозяйственные расходы банка / Средние остатки по активам

3. Прочие расходы / Средние остатки по активам.

Данные соотношения показывают, насколько прибыльно осуществляются операции банка. При этом полученные результаты сравниваются с данными других банков. Показатель: Проценты полученные / Средние остатки по активам, приносящим доход, характеризует соотношение расходов «работающих» активов.

Показателем эффективности деятельности банка служит себестоимость банковских продуктов. Ее исчислении необходимо для изучения возможностей банка. Себестоимость банковских активных операций может быть охарактеризована средней суммой расходов на обслуживание одного клиента.

Подводя итог, следует отметить, что сокращению суммарных расходов банка способствуют:

оптимизация структуры ресурсной базы;

уменьшение непроцентных расходов.

Страницы: 1 2 

Сатьи по теме:

Сущность, понятие ипотеки
Ипотека – это залог недвижимости для обеспечения обязательств перед кредитором. При ипотечном кредитовании заемщик получает кредит на покупку недвижимости. Его обязательством перед кредитором является погашение кредита, а обеспечивает исполнение этого обязательства залог недвижимости. При этом поку ...

Аудит бухгалтерской отчетности
Завершающим этапом является проверка правильности составления и своевременности предоставления отчетов в ЦБ, а также того, насколько выявленные ошибки исказили их данные. Порядок составления бухгалтерских отчетов банков определяется письмами ЦБ, выходящими в конце отчетного года, в частности отчетн ...

Актуальные вопросы ведения учёта рисков в страховых компаниях
В соответствии с Федеральным Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» основой финансовой устойчивости страховщика является наличие минимального оплаченного в денежной форме уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахован ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru