Правовые аспекты использования аккредитива

Банковское дело » Документарный аккредитив » Правовые аспекты использования аккредитива

Страница 1

Статья 867 ГК РФ толкует термин «аккредитив» двояко: с одной стороны, это платёжное обязательство банка (гарантия), а с другой – расчётная операция, производимая банком по указанию и за счёт клиента. Нетрудно заметить, что по сути это две стороны одного процесса и расчётная операция (второе значение) выполняется в рамках обеспечения гарантии (первое значение). Тем не менее, такая двойственность позволяет использовать один термин в договорах.

Как уже упоминалось, специфика использования аккредитивов ведёт к тому, что они используются в основном для внешнеторговых операций. Поэтому правовое содержание аккредитива описано в «унифицированных правилах и обычаях документарного аккредитива», утверждённых Международной торговой палатой 01.01.1993 (№500).

В то же время следует понимать, что договоры об использовании аккредитивов заключаются на территории конкретных государств, законодательство которых не всегда совпадает с международным и имеет главенство над ним. (Для аккредитивов наибольшее значение имеют закон о налоге на прибыль и закон об НДС, но возможны так же и расхождения по форме и составу документов).

Поэтому, несмотря на существование «унифицированных требований», в договорах на открытие аккредитива принято подробно описывать условия его заключения. Возможна приписка «…в соответствии с «унифицированными требованиями» (в той части, где они не противоречат действующему законодательству» (далее указывается государство, на территории которого заключён договор). Но хотя «требования» почти всегда нельзя использовать напрямую, предлагаемый ими стандарт облегчает работу юристов и даёт возможность избежать двусмысленностей при заключении договора.

Обратите внимание, что возможность осуществления расчётов по сделке с помощью аккредитива должна быть упомянута в разделе «порядок расчетов» договора о купле-продаже.

С точки зрения налогового учёта главным вопросом при использовании аккредитива является вопрос о сроках наступления налоговых последствий (в первую очередь НДС и налога на прибыль) сделки.

Согласно закону Российской Федерации «о налоге на добавленную стоимость», налоговые последствия наступают либо после зачисления средств на балансовый счёт, либо после отгрузки товаров (по правилу первого события). Аналогичные условия упомянуты в законе о налоге на прибыль.

Из этого следует, что в зоне действия законодательства Российской Федерации налоговые обязательства для поставщика (бенефициара) наступают при отгрузке товара (деньги он получает после), а для покупателя (заявителя аккредитива) – после оплаты аккредитива. При этом под «оплатой» понимается не бронирование средств под операцию (оно не может считаться действием, так как аккредитив ещё может быть аннулирован или отозван), а непосредственно списание их со счёта.

Разумеется, в юрисдикции других стран могут действовать другие правила.

Форма (бланк) заявки на оформление аккредитива (форма 0401063) регламентируется Приложением 3 к Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций.

Обязательными реквизитами являются:

номер заявки;

дата её подачи;

полное наименование и юридический адрес приказодателя;

наименование банка-эмитента;

форма аккредитива;

дата истечения срока действия;

место представления документов;

полное наименование и адрес бенефициара;

отметка о разрешении/запрете частичных отгрузок;

Страницы: 1 2

Сатьи по теме:

Стратегия развития Сбербанка РФ как лидера банковской системы страны
сберегательный банк стратегический В октябре 2008 г. Сбербанком была принята новая стратегия развития на период до 2014 г., в рамках которой Банк нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и создание новых областей роста. В документах предложено два сценария развития банка в след ...

Модель конверсии фондов
Этим методом делается попытка разграничить источники средств в соответствии с нормами обязательных резервов и скоростью их обращения или оборачиваемостью. «…Данная модель предполагает создание нескольких «прибыльных центров» (или «центров ликвидности») внутри самого банка, используемых для размещен ...

Условия обеспечения финансовой устойчивости ООО «СК» Оранта»
Экономические отношения страховой организации с партнерами и клиентами, главным образом страхователями, строятся на добровольной основе, принципах взаимовыгодности, доверия и субъективного выбора. При этом все заинтересованные лица ставят перед собой цель – определить надежность страховщика. Оценив ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru