Российская система страхования вкладов

Страница 2

До принятия закона о страховании вкладов правовую основу гарантий возврата привлекаемых банками денежных средств граждан составляли, главным образом, четыре нормы банковского законодательства. Это – ст. 13 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 28 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 840 Гражданского кодекса РФ и ст. 38 закона о банках предусматривающие, во-первых, обязанность банков обеспечить возврат вкладов граждан путем обязательного страхования, во-вторых, создание федерального фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном соответствующим (так и не принятым) федеральным законом, в-третьих, субсидиарную ответственность Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований как гарантию возврата вкладов граждан в банках, ст. 39 закона о банках, в соответствии с которой банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов. Реально действующей была лишь система лицензирования и обязательных резервов, однако и она не смогла предотвратить банкротство значительного количества банков в результате системного кризиса в 1998 г. Обязательных резервов, депонируемых банками в ЦБ РФ, оказалось не достаточно для удовлетворения предъявляемых вкладчиками требований. Федеральный фонд обязательного страхования вкладов так и не был создан, поскольку не был принят соответствующий федеральный закон, а фонды добровольного страхования не получили дальнейшего распространения.[5]

Следующим этапом становления российской системы страхования вкладов стала реализация положений закона о страховании вкладов. Надзорный орган должен был установить требования к участию в системе страхования вкладов банков и определить процедуры рассмотрения ходатайств банков о включении в данную систему. В этой связи был разработан и принят целый комплекс законодательных и нормативных актов. В частности, в связи с возникшей необходимостью урегулирования правоотношений, возникающих в связи с признанием банкротами кредитных организаций, не участвующих в системе страхования вкладов, был принят Федеральный закон «О выплатах Банка России по вкладам при банкротстве банков, не учитывающих в системе страхования физических лиц в банках Российской Федерации».

По результатам рассмотрения первичных и повторных ходатайств банков, а также их заявлений об обжаловании отрицательных заключений в систему вошел 931 банк, из них 18 банков получили лицензию на привлечение средств физических лиц впервые, 274 банка лишились права привлекать средства физических лиц. По данным ЦБ РФ, в банках, включенных в систему страхования вкладов, было сосредоточено более 99% всех вкладов физических лиц, размещенных в кредитных организациях России, и около 94% всех активов банковского сектора страны.[6]

Страницы: 1 2 

Сатьи по теме:

Основные подходы, используемые банками при разработке ипотечных программ
При разработке ипотечных программ и определения значения процентной ставки, банки в первую очередь учитывают риски. Риски подразделяются на систематические и несистематические. Систематические риски не носят специфического (индивидуального) или местного характера. Несистематические риски - это риск ...

Оценка соблюдения банком экономических нормативов ЦБ РФ
Согласно инструкции ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 110-И «Об обязательных нормативах банков» в целях регулирования принимаемых банками рисков производится расчет следующих нормативов. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (H1) регулирует (ограничивает) риск несостоятельности бан ...

Рынок ипотечного кредитования в Санкт-Петербурге
Все существующие сегодня на рынке ипотечные программы условно можно разделить на два больших блока. Первая группа – целевые кредиты под залог покупаемой недвижимости. В первую очередь это кредит на покупку готовой квартиры. При этом квартира может находиться как в Санкт-Петербурге и области, так и ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru