Деятельность банков России в годы «перестройки»

Банковское дело » Особенности становления банковской системы России » Деятельность банков России в годы «перестройки»

Страница 2

Вся низовая сеть Госбанка (отделения) была передана специализированным банкам. За Госбанком сохранились: в центре - Правление, в союзных республиках - республиканское звено (Госбанк республики), в областях, краях и автономных республиках - управления Госбанка. Вновь созданные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в союзных республиках - соответствующие республиканские банки, а в областях, краях и автономных республиках, как и Госбанк, - управления. Каждое из управлений спецбанков получило в свое подчинение ряд бывших отделений Госбанка, причем прикрепление отделений к тому или иному управлению осуществлялось в зависимости от того, клиентура какого банка преобладала в данном отделении - Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка. Благодаря проведенной реорганизации в одном отделении (филиале) банка сосредоточивалось обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности предприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работе банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными. Одним из существенных недостатков реформы банковской системы является тот факт, что любое бывшее отделение Госбанка, переданное в состав одного из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятия других отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Таким образом, отделение, получившее статус подразделения одного из специализированных банков, по-прежнему оставалось универсальным учреждением. Деление же клиентуры на "профильную" и "непрофильную", "свою" и "чужую" способствовало возникновению нездоровых отношений между банком и хозяйствами и вместо ожидаемого партнерства приводило к серьезным конфликтам. Существенный недостаток заключался и в том, что над каждым бывшим отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка. Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в отделение соответствующие указания и рекомендации.

В свою очередь отделения банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих адреса. Вследствие такой "перестройки" значительно возросло управленческое звено банковской системы на уровне области, края и автономной республики. Поскольку реорганизация проводилась в пределах имевшейся штатной численности Госбанка и Стройбанка, а областное звено потребовало существенного увеличения числа работников, то нередко это обеспечивалось путем сокращения штатной численности отделений, которые и без того были перегружены работой. Реорганизация системы банков не затронула системы безналичных расчетов с помощью межфилиальных оборотов (МФО). Безналичные расчеты между предприятиями и организациями продолжали осуществляться так, будто в стране сохранился единый банк с разветвленной сетью своих учреждений (филиалов). В этой ситуации разукрупнение Госбанка СССР и создание нескольких специализированных банков привело к тому, что расчеты значительно замедлились, резко возросли остатки по счетам невыясненных сумм (что было вызвано несовершенством безналичных расчетов в тех случаях, когда поставщик и покупатель обслуживались учреждениями различных специализированных банков), существенно увеличилось время обработки данных и составления сводного баланса как по каждому из банков, так и по системе банков страны в целом. Специализированные банки приступили к операциям с 1 января 1988 г. И довольно быстро стало ясно, что механизм управления системой банков усложнился, разросшийся административный аппарат своей ложной активностью подмял низовое звено - отделения, лишив их возможности самостоятельно решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры. Ведомства, творя реформу по своему образу и подобию, так увлеклись созданием удобных кресел, что не заметили, как управленческая пирамида стала на "голову ": внизу одно отделение, а вверху 12 бюрократических структур.

Страницы: 1 2 3

Сатьи по теме:

Цель деятельности и полномочия агентства по страхованию вкладов
Как говорилось выше, согласно п. 3 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" цели деятельности государственной корпорации должны быть определены в законе, предусматривающем ее создание. В качестве цели деятельности Агентства в ч. 1 ст. 115 указано обеспечение в соответст ...

Аудит основных средств, нематериальных активов и МБП
Имущество банка состоит из товарно-материальных ценностей, зданий и сооружений, купленных банком за свой счет, внесенных учредителями в уставный капитал или полученных безвозмездно. Учет ТМЦ ведется на балансовых счетах 604 (920), 607 (930), 609 (925), 610 (940), 611 (942) в зависимости от их стоим ...

Роль кредита в развитии рыночной экономики
Роль кредита характеризуется результатами его применения для экономики. государства и населения, а также особенностями методов, с помощью которых эти результаты достигаются. Что касается методов, то они в значительной мере обусловливаются возвратностью кредита и, как правило, платным предоставление ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru