4. Контроля – системы мероприятий, направленных на выявление отклонений в соблюдении банком законодательных норм и нормативных актов Банка России, внутренних положений и инструкций, отрицательных тенденций в деятельности банка, а также на устранение таких отклонений.
Деятельность любой кредитной организации необходимо начинать с оценки конкурентной позиции банка и разработки стратегии развития. Стратегия кредитной организации должна представлять собой совокупность программ по долгосрочному и устойчивому развитию в соответствии с целями банка. Выбор направлений и объемов деятельности банка должен осуществляться с учетом возможностей формирования своей ресурсной базы и поддержания собственного капитала на адекватном масштабу деятельности уровне. При этом, банковские активы должны позволять банку формировать постоянный доход, позволяющий покрывать банковские расходы и формировать прибыль.
Разработанная стратегия является основой его кредитной политики. Стратегическую позицию банка в кредитном процессе необходимо определять на основе расчета показателей сильных и слабых сторон. К сильным сторонам кредитования можно отнести: высокую квалификацию персонала; хорошее знание клиентов, имеющих длительные отношения с банком; хорошие результаты от развития кредитных операций; высокая репутация банка; возможность расширения кредитования через филиальную сеть; кредитное обслуживание преуспевающих клиентов и финансово-промышленных групп; участие банка как уполномоченного агента в финансировании государственных программ.
Слабые стороны в сфере кредитования могут складываться из: убытков от кредитования; ограниченного объема ресурсов для кредитования; слабой диверсификации кредитного портфеля; неадекватного информационного обеспечения руководства банка и подразделений, ответственных за управление кредитными рисками; концентрации кредитных рисков на заемщиках в отраслях, находящихся в тяжелом состоянии.
Именно развитие банком сильных сторон в сфере кредитования позволит обеспечить ему реализацию кредитной стратегии и, в конечном итоге, развить свои конкурентные преимущества.
Кредитная политика регулирует отношения между банком и клиентом в целях удовлетворения взаимных интересов. В банковской практике кредитная политика обычно разрабатывается на текущий год в виде отдельного положения, которая вступает в силу после утверждения уполномоченным органом управления банка (общим собранием акционеров/участников или Советом директоров).
Данный документ должен содержать: основные принципы кредитования; распределение полномочий при принятии кредитных решений; систему лимитов; процедуры оценки качества активов; кредитный мониторинг; порядок информирования руководства об ухудшении кредитоспособности заемщиков; порядок урегулирования непогашенной в срок отчетности; требования к финансовому состоянию заемщиков и видам принимаемого по кредитам обеспечения, порядок оценки обеспечения; порядок бухгалтерского учета выданных кредитов; порядок формирования процентных ставок.
Кредитная политика может дополняться отдельными регламентами банка по различным аспектам кредитования, например: о кредитовании отдельных категорий заемщиков с учетом вида и формы кредита, его обеспечения; о связанных кредитах; о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам и другие; о работе с проблемными кредитами. Во внутренних документах банка должна быть раскрыта информация о самом процессе кредитования, а именно: перечень документов, необходимых для оформления кредита; порядок рассмотрения кредитных заявок; лимиты кредитования; порядок предоставления и погашения кредитов, обслуживание долга; отражение в учете.
Качество управления кредитным портфелем во многом зависит от правильного определения организационной структуры банка и правильного взаимодействия всех подразделений, в том числе участвующих в процессе кредитования, предусматривающих:
- распределение функций и обязанностей между органами управления банка (собранием акционеров, Советом директоров, Правлением) и руководителями структурных подразделений;
- наличие утвержденных внутренних документов, определяющих цели и задачи каждого подразделения банка, а также должностных инструкций сотрудников банка, содержащих их права, обязанности, подчиненность, подотчетность и уровень ответственности;
- системы выявления (идентификации), измерения (оценки) и мониторинга банковских рисков; информационного обеспечения подразделений банка, ответственных за принимаемые риски;
- механизмы определения степени влияния на показатели деятельности банка "стрессовых" ситуаций (стресс-тестирование).
Для управления кредитным процессом в банке создается специальный аппарат, который состоит из нескольких внутренних подразделений, имеющих свой уровень компетенции, свои функции и задачи.
Сатьи по теме:
Специфика аккредитивов в ВЭД
Всё сказанное выше может относиться как к аккредитивам, используемым внутри страны, так и к аккредитивам для внешней торговли. Тем не менее, для внутренних операций аккредитивы используются довольно редко. Особо высокий уровень безопасности, гарантируемый такими сделками, мало востребован на внутре ...
Аудит заработной платы
Проверка заработной платы представляет собой достаточно ответственный этап, т.к. это - сфера повышенного внимания со стороны ПФ и других фондов, а также ГНИ в части отнесения на себестоимость и уплаты взносов во внебюджетные фонды. Проверку заработной платы можно условно подразделить на две части: ...
Роль кредита в развитии рыночной экономики
Роль кредита характеризуется результатами его применения для экономики. государства и населения, а также особенностями методов, с помощью которых эти результаты достигаются. Что касается методов, то они в значительной мере обусловливаются возвратностью кредита и, как правило, платным предоставление ...