До начала 1990-х гг. в нашей стране существовала государственная монополия в области страхования. Все страховые операции внутри страны проводил Госстрах СССР, а вне ее пределов - Ингосстрах СССР.
В 1992 г. после распада СССР на базе Правления Госстраха был создан Росгосстрах. Указом Президента от 29 января 1992 г. государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и открытого типа и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Каждое ТОО и АСО являются юридическим лицом, т.е. имеет фирменное наименование, устав и должно быть зарегистрировано органом местного самоуправления или Регистрационной палатой /7. - с.15/.
Принятый в 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации Закон РФ "О страховании" определил общие понятия страхования и страховой деятельности, их существенные признаки. Закон установил общие законодательные требования к договору страхования, обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, государственному надзору за страховой деятельностью, порядку лицензирования страховой деятельности, страхованию иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. В Законе также затронуты вопросы разрешения споров и международных договоров.
Государственный надзор за страховой деятельностью вначале осуществлял Государственный страховой надзор РФ (Росстрахнадзор). В 1992 г Государственный страховой надзор был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, а в 1993 г. в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью.
Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. №1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была передана в ведение Минфина России, где был создан департамент страхового надзора /7. - с.15/.
Согласно Федеральному закону от 31 декабря 1997 г. № 157 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О страховании" название закона изменено в редакции: "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а название "Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью" заменено на "Федеральный орган исполнительный власти по надзору за страховой деятельностью".
Текс Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" с внесенными изменениями и дополнениями изложен в Приложении 4.
Так как все страховые организации имеют статус юридических лиц, они должны быть зарегистрированы, иметь лицензию на право осуществления собственного дела. Причем, лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, носит обязательный характер. Лицензия на право проведения страховой деятельности выдается Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации, которое также проводит контроль за деятельностью страховых организаций и соблюдением действующего законодательства в области страхования. На Департамент также возлагаются разработка методических и нормативных документов, обобщение практики применения страхового законодательства, разработка предложений по его применению, защита интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам. В перспективе указанные надзорные функции должны быть переданы из Министерства финансов РФ в специальный федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Это требование Закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Лицензирование (разрешение) страховой деятельности является одним из главных методов формирования и регулирования страхового рынка.
Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленности страховой организации к проведению страховой деятельности в определенной сфере страхования.
Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного фонда. При проведении страховых и перестраховочных операций в валюте страховая организация должна иметь фонд в валюте соответствующей группы. Министерство финансов выдает лицензии на проведение страховой деятельности с дифференциацией их по видам страхования и валюте операций.
При обращении страховой организации в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивает проведение планируемых видов страхования и выполнение применяемых страховых обязательств по договорам страхования.
Сатьи по теме:
Аудит бухгалтерской отчетности
Завершающим этапом является проверка правильности составления и своевременности предоставления отчетов в ЦБ, а также того, насколько выявленные ошибки исказили их данные. Порядок составления бухгалтерских отчетов банков определяется письмами ЦБ, выходящими в конце отчетного года, в частности отчетн ...
Формы безналичных расчетов, применяемые клиентами банка
Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных органи-заций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России (далее - банки, за исключением прямого указания в тексте только на кредитные организации (филиалы) или учреждения и подразделения расчетной сети Банка России), ...
Становления ипотечного рынка в России
Ипотечное кредитование было первым на Руси видом кредитования. Уже в XIII – XIV вв. одновременно с правом частной собственности на землю в России возник заклад, но долгое время он существовал фактически без законодательного оформления. В 1754 г. были созданы первые кредитные учреждения: для дворянс ...