Пути совершенствования управления банковскими рисками с учетом мирового опыта

Банковское дело » Отечественный и зарубежный опыт организации банковского дела » Пути совершенствования управления банковскими рисками с учетом мирового опыта

Страница 2

Кредитные бюро предоставляют разного рода отчеты о кредитных операциях, в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида предоставляемого кредита, с, что наиболее важно, от степени детализации, необходимой кредитору.

Как и другие страны с развивающимися рынками, Казахстан ощущает на себе влияние асимметричности информации в сфере финансового посредничества, особенно в отраслях с высоким удельным весом убыточных и низкорентабельных предприятий и хозяйств, к которым, например, относятся сельхозпроизводители.

Отсутствие достоверной информации значительно усложняет управление банковскими расходами, поэтому назрела объективная необходимость создания типового органа, каким является кредитное бюро.

Существует две потенциальные возможности его организации:

1. Кредитное бюро создается либо при Национальном Банке Республики Казахстан, либо при его решающем участии, к тому же Национальный Банк уже имеет определенный опыт по ведению учетного регистра;

2. Кредитное бюро создается в качестве самостоятельной коммерческой или некоммерческой единицы.

Аргументы в пользу первого варианта:

- располагает структурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальных учреждений, которые обеспечивают контроль над деятельностью всех без исключения организаций;

- законодательно уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций по широкому спектру вопросов;

- имеет уникально развитую телекоммуникационную сеть, объединяющую все регионы республики, позволяющую получать, обрабатывать и передавать значительные объемы информации в электронном виде, то есть обеспечивать и решать задачи по управлению базой данных.

Для обеспечения деятельности кредитного бюро на первом этапе достаточно использование отчетности кредитных организаций, установленной Правлением Национального Банка, что не требует внесения каких-либо изменений и дополнений в действующее законодательство. Контроль над достоверностью информации может быть обеспечен путем дистанционного надзора и проверок состояния кредитного портфеля.

В то же время имеются определенные минусы в создании кредитного бюро при Национальном Банке. Национальный Банк выступает органом банковского надзора. В ряде случаев раскрытие информации о качестве кредитного портфеля, составе заемщиков и клиентов конкретно взятой кредитной организации может быть использование третьей стороной в целях недобросовестной конкуренции, что вступает в противоречие с задачей Национального Банка по обеспечению стабильности банковской системы страны в целом.

Поэтому более трудоемким и длительным, но более реалистичным представляется подход, основанный на создании кредитного бюро как самостоятельной коммерческой или некоммерческой организации. Правовой формой этой структуры может быть либо акционерное общество, либо некоммерческое партнерство, либо структурное подразделение общественной организации (ассоциации банков, консалтинговой фирмы, рейтингового агентства и т.д.). Такой подход хотя и связан с дополнительными затратами времени, но лучше соответствует рыночным принципам функционирования экономики и практики большинства стран. Но и в этом случае поддержка Национального Банка не только желательна, но и необходима. Анализ международного опыта, показывает, что институты кредитных историй во многих странах, на начальных шагах своей деятельности получают прямую или косвенную поддержку центральных банков и органов исполнительной власти. К тому же, целесообразно привлекать к работе кредитного бюро аудиторские фирмы, имеющие высокую деловую репутацию и опыт работы на казахстанском рынке.

Успешное управление рисками в коммерческих банках балансирует деловой процесс, аналитику и технологические функции. Здесь необходимо естественное движение от установления делового процесса и организационной структуры, поддерживающей управление риском, до осуществления более усложненных функций аналитического и технологического управления риском.

Таким образом, активное изучение международного опыта в области управления банковской деятельностью показывает, что Казахстан может воспользоваться частью механизмов, инструментов и методов, применяемых в международной финансовой практике, с целью существенного повышения эффективности банковской системы.

Совершенствование системы управления рисками стало одним из ключевых элементов, сформировавших имидж АО «Альянс-Банк» как надежного финансового института. Риск-менеджмент осуществляется на уровне всего банка и охватывает все стороны финансовой деятельности. Банк внедрил интегрированный подход, когда управление рисками координируется высшим руководством, а каждый сотрудник рассматривает риск-менеджмент, как часть своей работы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Сатьи по теме:

Теоретические основы построения страховых тарифов
Страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховой тариф определяется в абсолютном денежном выражении или в процентах от страховой суммы в заранее обусловленном временном интервале (сроке страхования). СТРАХОВОЙ ТАРИФ по обязательным видам страхов ...

Оплата труда страховых работников
В настоящее время страховщики самостоятельно определяют порядок оплаты труда своих работников. В страховых организациях используется труд двух категорий работников: квалифицированных специалистов (штатных), выполняющих управленческие, экономические, консультационные, ликвидационные функции и страхо ...

Кредитная политика
Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банков. В вопросе о содержательной стороне кредитной политики банка существуют различные направления. Например, в финансово-кредитном словаре кредитная политика трактуется как составная часть экономической политики, представля ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru