Структура банковской системы Российской Федерации

Банковское дело » Теоретические основы кредитования в коммерческом банке » Структура банковской системы Российской Федерации

Страница 1

Современная банковская система Российской Федерации создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Прежняя банковская система включала в себя Государственный банк СССР, Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР) и Банк для внешней торговли (Внешторгбанк).

В настоящее время законодательную основу банковской системы России формируют следующие Федеральные законы:

- от 03.02.1996 № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

- от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

- от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

- от 2:. 12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

В этих законах даны определения банковской системы, кредитных организаций и банков, установлены цели и задачи деятельности Банка России, банков и небанковских кредитных организаций, перечислены виды банковских операций и сделок, определен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций, их финансового оздоровления и банкротства и т.п. В действующем законодательстве закреплены следующие основные принципы организации банковской системы России:

принцип двухуровневой структуры;

принцип универсальности деловых банков;

принцип коммерческой направленности деятельности банков.

Принцип двухуровневой структуры реализуется путем законодательного разделения функций Банка России и всех остальных банков. Центральный банк Российской Федерации как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством Российской Федерации, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Центральный банк Российской Федерации не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России).

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний, уровень банковской системы. Они проводят операции, связанные с посредничеством в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики. Все банки второго уровня ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т.п. Они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.

Принцип универсальности деловых банков означает, что все действующие на территории Российской Федерации банки имеют универсальные функциональные возможности, т.е. имеют право осуществлять все предусмотренные действующим законодательством и банковскими лицензиями операции, как краткосрочные коммерческие, так и долгосрочные инвестиционные. Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание клиентов и максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность консервации неэффективной структуры банковского продуктового ряда, компенсируя низкую рентабельность одной группы услуг высокой доходностью других. Сочетание в рамках одного банка коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый конфликт интересов между банком и его клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в банках универсального типа. Однако в настоящее время признано, что универсальный характер банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста.

Страницы: 1 2 3 4 5

Сатьи по теме:

Нормативно-законодательное обеспечение іпотечного кредитования
Современная история ипотеки в России начинается с 1998 года, с принятия соответствующего Федерального закона. К данному моменту заложена законодательная база для функционирования системы ипотечного кредитования. Ипотека и ипотечное кредитование нашли свое отражение в нормативно-правовых актах РФ. Э ...

Основные положения устава
В Уставе Сберегательного банка содержатся следующие сведения: - наименование банка и его местонахождение (почтовый и юридический адрес); - перечень выполняемых им банковских операций; - размер уставного капитала, резервного и иных фондов, образуемых банком; - указание на то, что банк является юриди ...

Понятия «кредит» и «система кредитования»
Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры. Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; сто ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru