В мировой практике сложились следующие основные формы государственной защиты населения: социальное обеспечение; благотворительность; обязательное страхование.
Под социальным обеспечением, как правило, понимается оказание "бесплатной" помощи нуждающимся за счет бюджетных средств. А под собесовской, патерналистской ориентацией социальной политики обычно имеется в виду обещание предоставлять или предоставление многочисленных социальных выплат, компенсаций и льгот, часто не согласующихся с финансовыми возможностями государства. Уровень социального обеспечения зависит от политических целей государственной власти, экономических возможностей общества и состояния государственного бюджета.
Благотворительность основана на оказании социальной помощи за счет пожертвований частных лиц и организаций.
Рыночным отношениям в наибольшей степени соответствует социальная защита, основанная на обязательном страховании разнообразных социальных рисков, вызывающих утрату трудоспособности и заработной платы (дохода). В странах с развитой рыночной экономикой каждая из данных форм социальной защиты играет вполне определенную роль. Различен лишь их удельный вес. Однако особое значение придавалось и придается развитию обязательного государственного страхования.
В условиях социализма государственное страхование, в том числе обязательное, стало инструментом "мобилизации ресурсов для укрепления и развития народного хозяйства и производительных сил страны". Оно приобрело фискальный характер, замаскированный под страховую форму, стало способом изъятия и консолидации в государственном бюджете финансовых ресурсов, что привело к смешению и фактически к слиянию институтов социального обеспечения и государственного страхования.
В ходе российских реформ начала 1990-х годов вместо единой системы государственного обязательного страхования, финансовые средства которой были консолидированы с государственным бюджетом, были созданы государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС); Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР); Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Также был создан Государственный фонд занятости населения Российской Федерации для финансового обеспечения занятости (страхование на случай безработицы), в котором не было необходимости в советский период с начала 30-х годов.
Данные Фонды институционально организованы различным образом: деятельность пенсионного, медицинских, занятости регулируется законодательными актами, а социального страхования - постановлениями Правительства.
Реформа способствовала более четкому разделению финансовых источников и созданию конкретных механизмов социальной защиты застрахованных. Вместе с тем следует отметить, что "расщепление" системы государственного социального страхования было проведено без должного концептуального обоснования характера институциональной организации Фондов и распределения между ними обязательств по страхованию различных социальных рисков. Это привело к ряду проблем, которые еще предстоит преодолеть.
Программой социальных реформ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.97 № 222, в качестве одной из стратегических целей социальной политики названа цель обеспечения гарантии конституционных прав граждан в области социальной защиты населения, для достижения которой потребуется повысить роль государственного страхования как важнейшего механизма защиты граждан. В связи с этим в 1998-2000 годы началось реформирование системы государственного страхования.
Именно в русле данных намерений в последующем материале дан анализ институциональной структуры системы обязательного государственного страхования, выявлены наиболее стратегически значимые проблемы, предложены основные направления реформирования системы.
Сатьи по теме:
Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Росгосстрах-Поволжье»
Финансовый анализ деятельности страховой организации, как было отмечено выше, проводится в два этапа. Анализ абсолютных и относительных показателей.В качестве абсолютных показателей рассмотрим динамику доходов и расходов филиала ООО «Росгосстрах-Поволжье». Для начала проанализируем результат от опе ...
Проблемы финансовой стабильности коммерческих банков
Банковская система является одной из важнейших и неотъемлемых составляющих механизма современной рыночной экономики. Основа банковской системы – коммерческие банки, в руках которых находятся важнейшие рычаги воздействия на финансовую, инвестиционную, производственную и многие другие сферы экономики ...
Индивидуально синдицированный кредит
Индивидуально синдицированный кредит, предоставляется банком - первоначальным кредитором от своего имени и за свой счет в полном объеме, а затем на основании договора об уступке прав требования, заключенного между первоначальным кредитором и участниками синдиката, совершается частичная уступка треб ...