Классификация государственных займов

Банковское дело » Государственный кредит » Классификация государственных займов

Страница 1

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним и внешним. В свою очередь внутренний государственный кредит может выступать в трех формах:

1) займы, предоставленные под запись в долговую книгу;

2) облигационные займы;

3) текущие долги казначейства.

Первая форма присуща феодализму. Чтобы заем (обычно монарху), который выдавал банкир, не считался частным, его записывали в специальную «Книгу по государственному долгу», в которой указывались условия предоставления займы – сумма, срок, порядок возврата, сумма возврата.

С развитием рыночных механизмов, в первую очередь вторичной финансовой системы возникла необходимость в обязательствах государства, которые бы могли фигурировать на денежном рынке. Эти обязательства, сначала именные, постепенно трансформировались в облигации.

В государствах с казначейской системой для покрытия кассового разрыва бюджета прибегают к текущим долгам казначейства, погашаемым в течение года или по договоренности с кредитором переходящим в облигации.

Текущие обязательства казначейства имеют обычно договорную форму. Реже они выпускаются в форме ценных бумаг – когда их срок превышает шесть месяцев.

По срокам займы делятся на:

бессрочные (рентные);

долгосрочные;

среднесрочные;

краткосрочные;

текущие долги.

Держатели рентных облигаций имеют право получать только проценты по своему займу, но не имеют права истребовать первоначальную сумму. По своему характеру эти займы очень напоминают страховые суммы.

В бессрочных займах ежегодный процент обычно фиксируется на уровне, немного превышающем банковский процент.

Преимущество такой системы заключается в стабильном размере ежегодных выплат. На размер ренты не влияет конъюнктура на финансовом рынке. Для привлекательности рентных займов вводятся обязательства государства по возмещению инфляционных потерь. По договорам бессрочных займов государство оставляет за собой право выкупа таких обязательств.

Долгосрочные займы заключаются на срок от 50 до 99 лет. По истечении этого срока облигации подлежат выкупу со стороны государства.

Долгосрочные займы бывают двух видов – аннуитет и тонтина.

При аннуитете кредитор ежегодно получает оговоренную сумму дохода, состоящую из суммы процента по займу и части капитального долга. На величину ежегодной выплаты влияет в основном срок действия договора займа.

Различают два вида аннуитетов – срочные и пожизненные. Кредитор имеет право передавать срочный аннуитет другому лицу. При пожизненном аннуитете условия действия прекращаются со смертью кредитора.

По условиям договора аннуитет, как и все аналогичные займы, не подлежит конверсии.

Такой же архаичной формой являются и тонтины. При этой системе государство заключает договор займа с группой лиц примерно одного возраста. От аннуитета тонтина отличается только тем, что ежегодное вознаграждение выплачивается до тех пора, пока жив хотя бы один из кредиторов. Выплата ренты прекращается со смертью последнего из товарищества кредиторов. Среднесрочные займы выпускаются на срок от 10 до 15 лет, краткосрочные – от года до 5 лет, текущие – от трех месяцев до года. Всякое правительство заинтересовано в долгосрочных займах. Показатель соотношения долгосрочных и краткосрочных займов в общем объеме государственного долга является косвенной характеристикой устойчивости правительства. Если преобладают краткосрочные займы и текущие обязательства, то это признак неустойчивости правительства.

По методам размещения займы делятся на добровольные и принудительные. Принудительные займы возникают в случае войн или других чрезвычайных обстоятельств. Одной из форм принудительных займов является замораживание вкладов в сберегательных кассах.

Особенностью сберегательных касс в большинстве стран является их особый статус. В отличие от обычных банков сберегательные кассы не имеют права на совершение ссудных операций на финансовом рынке. Государство гарантирует сохранность таких вкладов, используя в свою очередь остатки на счетах на свои нужды.

Опыт новых российских реформаторов по превращению сбербанка в обычный коммерческий акционерный банк в этом смысле противоречит всей мировой практике.

Страницы: 1 2 3

Сатьи по теме:

Условия регулирования деятельности ломбардов и выдачи кредитов
Деятельность ломбардов в Республике Казахстан регулируется следующими законодательными актами: - статья 328. "Залог вещей в ломбарде" ГК РК. - Положение Национального Банка РК от 29.08.1997 года N314 «О ломбардах». Основным документом, определяющим отношения клиента, сдавшего в ломбард им ...

Перспективы развития кредитного рынка
Прошло уже несколько лет со времени завершения мирового финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг. Последствия его еще тревожат многих россиян, заставляя быть начеку и опасаться усугубления ситуации в ближайшем будущем. Возможна ли новая волна кризисных явлений в 2013–2014 годах – сейчас сказат ...

Формы и виды кредита
Форма кредита отражает структуру кредитных отношений, состав субъектов и основные свойства, сохраняющиеся при различных внешних и внутренних изменениях. Как бы не менялись связи между кредитором и заемщиком по поводу ссуженой стоимости, форма кредита выражает в целом его содержание как экономическо ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru