Классификация государственных займов

Банковское дело » Государственный кредит » Классификация государственных займов

Страница 1

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним и внешним. В свою очередь внутренний государственный кредит может выступать в трех формах:

1) займы, предоставленные под запись в долговую книгу;

2) облигационные займы;

3) текущие долги казначейства.

Первая форма присуща феодализму. Чтобы заем (обычно монарху), который выдавал банкир, не считался частным, его записывали в специальную «Книгу по государственному долгу», в которой указывались условия предоставления займы – сумма, срок, порядок возврата, сумма возврата.

С развитием рыночных механизмов, в первую очередь вторичной финансовой системы возникла необходимость в обязательствах государства, которые бы могли фигурировать на денежном рынке. Эти обязательства, сначала именные, постепенно трансформировались в облигации.

В государствах с казначейской системой для покрытия кассового разрыва бюджета прибегают к текущим долгам казначейства, погашаемым в течение года или по договоренности с кредитором переходящим в облигации.

Текущие обязательства казначейства имеют обычно договорную форму. Реже они выпускаются в форме ценных бумаг – когда их срок превышает шесть месяцев.

По срокам займы делятся на:

бессрочные (рентные);

долгосрочные;

среднесрочные;

краткосрочные;

текущие долги.

Держатели рентных облигаций имеют право получать только проценты по своему займу, но не имеют права истребовать первоначальную сумму. По своему характеру эти займы очень напоминают страховые суммы.

В бессрочных займах ежегодный процент обычно фиксируется на уровне, немного превышающем банковский процент.

Преимущество такой системы заключается в стабильном размере ежегодных выплат. На размер ренты не влияет конъюнктура на финансовом рынке. Для привлекательности рентных займов вводятся обязательства государства по возмещению инфляционных потерь. По договорам бессрочных займов государство оставляет за собой право выкупа таких обязательств.

Долгосрочные займы заключаются на срок от 50 до 99 лет. По истечении этого срока облигации подлежат выкупу со стороны государства.

Долгосрочные займы бывают двух видов – аннуитет и тонтина.

При аннуитете кредитор ежегодно получает оговоренную сумму дохода, состоящую из суммы процента по займу и части капитального долга. На величину ежегодной выплаты влияет в основном срок действия договора займа.

Различают два вида аннуитетов – срочные и пожизненные. Кредитор имеет право передавать срочный аннуитет другому лицу. При пожизненном аннуитете условия действия прекращаются со смертью кредитора.

По условиям договора аннуитет, как и все аналогичные займы, не подлежит конверсии.

Такой же архаичной формой являются и тонтины. При этой системе государство заключает договор займа с группой лиц примерно одного возраста. От аннуитета тонтина отличается только тем, что ежегодное вознаграждение выплачивается до тех пора, пока жив хотя бы один из кредиторов. Выплата ренты прекращается со смертью последнего из товарищества кредиторов. Среднесрочные займы выпускаются на срок от 10 до 15 лет, краткосрочные – от года до 5 лет, текущие – от трех месяцев до года. Всякое правительство заинтересовано в долгосрочных займах. Показатель соотношения долгосрочных и краткосрочных займов в общем объеме государственного долга является косвенной характеристикой устойчивости правительства. Если преобладают краткосрочные займы и текущие обязательства, то это признак неустойчивости правительства.

По методам размещения займы делятся на добровольные и принудительные. Принудительные займы возникают в случае войн или других чрезвычайных обстоятельств. Одной из форм принудительных займов является замораживание вкладов в сберегательных кассах.

Особенностью сберегательных касс в большинстве стран является их особый статус. В отличие от обычных банков сберегательные кассы не имеют права на совершение ссудных операций на финансовом рынке. Государство гарантирует сохранность таких вкладов, используя в свою очередь остатки на счетах на свои нужды.

Опыт новых российских реформаторов по превращению сбербанка в обычный коммерческий акционерный банк в этом смысле противоречит всей мировой практике.

Страницы: 1 2 3

Сатьи по теме:

Проблемы и перспективы развития российского рынка ценных бумаг
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондово ...

Показатели деятельности страховых компаний
Для оценки деятельности страховых компаний используются абсолютные, относительные и средние показатели. К абсолютным статистическим показателям, наиболее часто использующимся в статистическом анализе финансово-экономической деятельности страховых организаций, относятся: • абсолютный размер собствен ...

Обзор мирового фондового рынка и рынка Украины
фонд бумага рынок ценная Исследование вопросов фондового рынка является и будет актуальным до дех пор, пока он будет существовать, ведь разработка тенденций развития рынка ценных бумаг не может осуществляться без выявления и исследования всех стадий формирования такой экономической системы как фонд ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru