Заключение

Страница 1

Вопрос о сохранности банковских вкладов – один из ключевых для развития российской экономики. Давно известно: население зачастую не вкладывает деньги в банки, опасаясь не получить их обратно. И вот теперь все же принят долгожданный закон о системе обязательного страхования банковских вкладов физических лиц, который создает гарантии для вкладчиков.

Закон о страховании вкладов распространяется не только на вкладчиков, но и на других физических лиц, которые открывают банковские счета, за некоторым исключением. Это значительный шаг вперед. Также следует обратить внимание на то, что принятие этого Закона связано с тем, что собственником вклада физического лица является само это лицо, а отнюдь не банк. Если бы было наоборот, нет и оснований создавать систему обязательного страхования вкладов. Вкладчик предъявил бы свои требования в общем порядке.

Для страхования вкладов создано Агентство по страхованию вкладов. Порядок формирования его руководящих органов и функции установлены Федеральным законом. В Федеральном законе предусматривается, что Агентству по страхованию вкладов должны быть перечислены три миллиарда рублей Агентством по реструктуризации кредитных организаций в качестве взноса Российской Федерации. Остальные денежные средства отчисляются банками по ставкам. Предусмотрены и иные источники фонда, указанные в этом же Законе.

Агентство по реструктуризации кредитных организаций уже выполнило свои задачи. Замечу, что для Агентства по страхованию вкладов теперь могла бы подойти функция коллективного ликвидатора несостоятельных кредитных организаций: не пропал бы опыт антикризисного управления, было бы больше гарантий для вкладчиков.

Агентству предоставлено право проводить активные операции, что, безусловно, будет способствовать укреплению системы страхования вкладов.

Страхование является обязательным для тех банков, которые принимают вклады. Более того, те банки, которые принимают вклады, должны включаться в систему обязательного страхования. Но здесь есть один нюанс: противоречие между статьями одного и того же закона. Согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация только тогда считается банком, когда она принимает вклады. А в ст. 36 Закона говорится, что право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. Необходимо устранить это противоречие.

Порядок выплаты возмещения по вкладам регулируется нормами, закрепленными в ст. 12 Федерального закона. Но этот порядок, на мой взгляд, может создавать волокиту. Например, в ч. 1 указанной статьи говорится: «Агентство в течении 7 дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай, реестра обязательств банка перед вкладчиками направляет в этот банк, а также для опубликования в «Вестник Банка России» и печатный орган по месторасположению этого банка сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. В течении месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиком Агентство направляет также соответствующее сообщение вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай.» А если он не получит реестр?

На мой взгляд, полномочия Агентства должны быть такими, чтобы вкладчики могли без проволочек и максимально быстро получать свои вклады при наступлении страховых случаев.

Агентство должно иметь доступ ко всей информации о вкладчиках. Пока же доступ ограничен, он возможен только после того, как наступает страховой случай. И здесь тоже есть противоречие. С одной стороны, в ч. 1 ст. 31 «Служебная, коммерческая и банковская тайна» сказано: «Агентство вправе получать информацию, составляющую служебную, коммерческую и банковскую тайну банка, в отношении которого наступил страховой случай, необходимую для осуществления им функций, установленных настоящим Федеральным законом», а с другой – в ст. 32 «Участие служащих Агентства в проверках банков» говорится: «Банк России привлекает служащих Агентства к участию в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры обязательств этих банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов, а также исполнения банками иных обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом». Но если служащие Агентства будут участвовать в проверках, то и само Агентство получит доступ к банковской тайне раньше, чем наступит страховой случай. Все равно Агентство узнает все, что захочет узнать. Поэтому уж лучше было бы сразу закрепить право Агентства получать необходимую ему банковскую информацию, не дожидаясь, когда наступит страховой случай. Обладая всей необходимой информацией, Агентство смогло бы беспрепятственно выплачивать страховые возмещения. А так получится, что в банк, который не возвращает вклады, не будет доступа или информация пропадет, и вкладчики не смогут получить возмещение.

Страницы: 1 2 3

Сатьи по теме:

История банковской системы Японии
В 1868 году (то есть в процессе реформ Мэйдзи, направленных на модернизацию страны) японское правительство, по примеру США, приступило к формированию системы государственных банков, обладавших правом денежной эмиссии. Первым кредитным институтом такого рода стал банк "Первый государственный&qu ...

Правовая база и основные инструменты денежно – кредитной политики
Правовая основа деятельности НБ РК основывается на Конституции, на Законе РК «О Национальном Банке РК», Законом РК «О банках и банковской деятельности в РК», а также другими законодательными актами РК, актами Президента РК, а также международными договорами, заключенными Республикой Казахстан. Дене ...

Профессиональные участники рынка ценных бумаг
В данной работе мы подробно ознакомимся с содержанием деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка - это юридические лица, которые осуществляют виды деятельности в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Понятие профессио ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru