Законодательные основы

Страница 4

В Положении говорится, что если акт Банка России содержит одну и более норм права, то он относится к нормативным актам Банка России и подлежит принятию в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России, регулирующими порядок подготовки и введения в действие нормативных актов Банка России.

При этом ни Закон о Банке России, ни вышеуказанное Положение №519 не предусматривают порядок и форму толкования нормативных актов. Эту функцию выполняют различные письма и телеграммы Банка России. Они разъясняют смысл правовых норм, содержащихся в нормативных актах Банка России.

Не являются нормативными актами следующие акты Банка России: распорядительные акты; акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов РФ в сфере компетенции Банка России, если он непосредственно уполномочен давать толкование указанным нормативно-правовым актам; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования; иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России, указанным в п. 1.2 Положения.

Положение дает классификацию нормативных актов Банка России (указания, положения, инструкции), а также устанавливает порядок их разработки, принятия, регистрации и опубликования. В соответствии с ним нормативные акты Банка России могут издаваться в форме:

· указания, если его содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России;

· положения, если его основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России;

· инструкции, если ее основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе изданных им в форме его указаний и положений).

Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их опубликования в официальном издании Банка России - »Вестнике Банка России». Только в отношении нормативных актов Банка России, непосредственно затрагивающих права, свободы или обязанности граждан, действует правило о регистрации их в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств. Число актов Банка России, регулирующих банковскую деятельность, в настоящее время приближается к 4 000. Количество действующих актов составляет 2 478, в том числе Положений Банка России - 152, Указаний Банка России - 369, и Инструкций Банка России - 39.

По вопросам контрольной и надзорной деятельности Банком России принято всего 1 552 нормативных акта, из них продолжают действовать 792, в том числе Положений Банка России - 109, Указаний Банка России - 33 и Инструкций Банка России - 125. Перечень основных нормативных актов Банка России регулирующих осуществление им контрольных и надзорных полномочий, приведен в библиографии, прилагаемой к настоящей работе. Наиболее важные акты указаны в главах 2 и 3 публикации.

Решения Конституционного Суда РФ (КС РФ) также являются источником регулирования банковской деятельности. Они издаются в письменной форме, имеют нормативное значение, рассчитаны на неоднократное применение. Постановление КС РФ по конкретному делу распространяется не только на участников конституционного спора, в связи с которым оно было принято, но и на неограниченный круг лиц.

Среди актов КС РФ, содержащих нормы, регулирующие банковскую деятельность, в качестве примера можно привести постановление КС РФ от 23 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 ГК РФ и части 6 статьи 15 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ; а также Определение КС РФ от 14 декабря 2000 года по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности части 3 статьи 75 Закона о Банке России.

В заключение следует отметить, что среди иных источников, регулирующих банковскую деятельность, следует также назвать правовые обычаи (банковскую практику), нормативные договоры (например, межгосударственные и межбанковские), а также локальные акты, принимаемые органами управления кредитных организаций по вопросам регулирования внутренних отношений в банках, порядка учета, хранения и использования ценностей, регистрации счетов, осуществления делопроизводства и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 

Сатьи по теме:

Скоринг кредитного бюро
Когда НБКИ соберет достаточное количество кредитной информации, имеющейся в настоящий момент на рынке (как правило, информация собирается за период от 12 до 24 месяцев), можно будет разработать скоринговые карты кредитного бюро, учитывающие потребности клиента. Они будут созданы на основе широкой п ...

Анализ процесса становления государственного обязательного страхования
В мировой практике сложились следующие основные формы государственной защиты населения: социальное обеспечение; благотворительность; обязательное страхование. Под социальным обеспечением, как правило, понимается оказание "бесплатной" помощи нуждающимся за счет бюджетных средств. А под соб ...

Пути совершенствования банков второго уровня в Республике Казахстан
В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Нацбанка РК в области надзора за КБ ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики, в связи с чем, будет продолжена реализация политики повышения требов ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru