Одна из основных проблем ОМС - нехватка денежных средств. Это отражается на состоянии здоровья населения. О неудовлетворительном состоянии системы здравоохранения в России говорят крайне низкая продолжительность жизни в стране; высокий уровень смертности и распространения тяжелых заболеваний.
В 2009 г. «отмечен дефицит поступления налоговых доходов в ФФОМС в размере 4% от сумм плановых налоговых поступлений». В связи с этим, «бюджету ФОМС из федерального бюджета были перечислены средства в размере 17,1 млрд. рублей»,что составляет примерно 13,5% от всех поступлений. В рамках ОМС существует дефицит финансового покрытия территориальных программ ОМС, а также есть существенная дифференциация их обеспеченности по субъектам РФ, что приводит к разнице в доступности и качестве оказываемой медицинской помощи Так, в среднем на 1 застрахованного жителя приходится от 22 623,4 рублей (Чукотский автономный округ) до 1 996,2 (Республика Мордовия), а в целом по России - 3302. Сильно отличаются суммы, перечисляемые региональными бюджетами в фонды ОМС за неработающее население (единого тарифа по ОМС за неработающих нет). Это связано с экономической дифференциацией субъектов РФ.
«Дефицит финансового покрытия территориальных программ ОМС связан с отсутствием сбалансированности финансовых возможностей системы ОМС и объемов медицинской помощи, включенных в Базовую (а, соответственно и в территориальные) программу ОМС, ежегодно утверждаемую Правительством РФ».
Еще одна проблема в рамках ОМС-«многоканальность финансирования медицинских организаций» .Здравоохранение финансируется за счет средств ОМС, бюджетной системы РФ (всех уровней). «Дополнительным каналом поступления средств в лечебно-профилактические учреждения являются платные медицинские услуги и добровольное медицинское страхование». Это снижает управляемость отрасли, контроль над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи.
Проблема недостатка средств характерна также для ФСС. Так, доля средств из федерального бюджета на покрытие дефицита составила 16% доходов фонда. Нужно заметить, что с 2007г. расходы, объем которых постоянно рос в течение 2004-2009гг, стали превышать доходы.
Несмотря на это, наибольшую долю в составе поступлений всё же занимали налоги, страховые взносы. В 2005 и 2009гг. это значение резко снизилось, что можно объяснить снижением ставки ЕСН для ФСС до 3,2% в 2005,а в 2006 -до 2,9%.На 2-м месте по доле в доходах - средства из федерального бюджета, на 3-м - из ФФОМС.
Наличие нестраховых выплат (например, на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в рамках ОНС) не способствует сбалансированности государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов и усугубляет ситуацию, которая неизбежно приводит к понижению уровня материальной компенсаций социальных рисков из-за отсутствия возможности повышения размеров социальных выплат в соответствии с фактическим уровнем инфляции.
Наблюдается нарушение принципов системы СС, например у нас формирование социальных прав и последующие выплаты не находятся в прямой зависимости друг о друга. «Сегодня право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка имеет около 80% застрахованных лиц. А значит, у большинства застрахованных лиц фактически нет мотивации к возвращению на работу, т.к., не работая, они получают ту же заработную плату в виде пособия по временной нетрудоспособности». Это нарушение такого принципа системы СС, как сохранение мотивации у сотрудника к возвращению к трудовой деятельности.
Сатьи по теме:
Проблемы ипотечного кредитования в Российской Федерации
Ипотечные отношения в России регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ (с изменениями от 9 ноября 2001г., 11 февраля, 24 декабря 2002г., 5 февраля 2004г.), «О государственной регистрации
прав на недвиж ...
Банковский кредит
Банковский кредит как финансово-правовой институт, «регулирует отношения, связанные с образованием кредитными организациями ссудных фондов и предоставлением юридическим и физическим лицам денежных средств в форме банковских ссуд.»1 Однако сложность, разноплановость общественных отношений, возникающ ...
Организационные основы системы страхования вкладов
В рамках организационных основ системы страхования вкладов действующее законодательство устанавливает порядок взаимодействия Агентства по страхованию вкладов, органов государственной власти, Банка России и кредитных организаций. Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов гос ...