Хозяйственные договоры.
Эту часть проверки выделить в отдельный блок можно с большой натяжкой, т.к. она плотно связана прежде всего с аудитом имущества банка и финансовых результатов.
Необходимые документы:
- хозяйственные договоры, акты приема-передачи и т.д.;
- авансовые отчеты (АО).
Последовательность анализа:
1. Анализ хозяйственных договоров.
Прежде всего необходимо выделить договоры на ремонт, строительство, оказание банку различных услуг, т.к. они относятся к аудиту имущества или формированию финансовых результатов и налогообложению. Особое внимание надо обратить на нестандартные договоры, например оплата обучения сотрудников, оплата различных благ, предоставляемых сотрудникам, и т.д. Итоги данного анализа являются вспомогательным материалом для аудита ряда других областей деятельности банка.
2. Анализ авансовых отчетов и наличных расходов на хозяйственные нужды банка.
В ходе своей деятельности банк не только оказывает услуги клиентам, но и сам активно пользуется услугами сторонних организаций. В частности, банк закупает имущество, проводит его ремонт, заключает договоры на размещение рекламы на информационное обслуживание. Рассмотрение хозяйственных договоров направлено прежде всего на проверку правильности документального оформления и учета в балансе.
Из документов необходимы сами договоры, акты приема-передачи, различные сметы и т.д., а также выписки по счетам учета расходов и имущества.
Наиболее распространенные ошибки:
1. Затраты по договорам относятся на сч.702 до оформления актов сдачи-приемки или вообще без их оформления.
2. Капитальные затраты по арендованным ОС относятся на сч.607 и по окончании срока аренды относятся на себестоимость, что неправомерно, т.к. они должны по окончании срока аренды передаваться по акту арендодателю.
3. Необходимо обратить внимание на то, кто подписывает договоры, и если это не руководитель, то необходимо наличие доверенности.
Для исправления подобных ошибок надо переделать договор или оформить доверенность, указав при этом в самом договоре, что лицо, подписывающее договор от имени банка, действует на основании доверенности.
4. Необходимо обратить внимание на корректность составления договоров банка, например имеют место случаи, когда в качестве предмета договора о совместной деятельности указываются обязательства по внесению в уставный фонд банка каких-либо ценностей и т.д. Однако это не отвечает определению совместной деятельности и процедуре увеличения уставного фонда. Если действительно имеет место совместная деятельность, то надо переоформить договор, определить ответственного за ведение отдельного баланса и т.д. Если же осуществляются взносы в уставный фонд, то подобные договоры должны быть расторгнуты как недействительные.
5. Законодательством банкам запрещено заниматься торгово-закупочной деятельностью, поэтому договоры соответствующего содержания должны быть признаны недействительными.
Сатьи по теме:
Аудит кредитных операций коммерческого банка: стадия планирования
Планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна ...
Структура банковской системы Российской Федерации
Современная банковская система Российской Федерации создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Прежняя банковская система включала в себя Государственный банк СССР, Всесоюзный банк финансирования капитальных вложе ...
Порядок проведения депозитных операций с физическими лицами в
иностранной волюте
Во вклады в иностранной волюте принимаются доллары США и евро, если иное не предусмотрено условиями конкретного вида вклада. При возврате вклада либо его части и /или выплате процентов по вкладу наличной иностранной валютой банк покупает у вкладчика часть волюты, подлежащую выплате монетами по курс ...