Причины современной кризисной ситуации в российской банковской системе

Банковское дело » Кредитная система в Российской Федерации » Причины современной кризисной ситуации в российской банковской системе

Страница 2

Потребительское кредитование населения также продолжало оставаться в зачаточном состоянии.

Подавляющее большинство российских коммерческих банков (в том числе и все крупнейшие) сосредоточились практически исключительно на операциях на финансовом рынке, приносившем немедленную прибыль (спекуляции с валютой, ценными бумагами и другими инструментами). Они стали основным источником доходов, ликвидности коммерческих банков. К августу 1998 года из каждого рубля банковских вложений в экономику примерно 76 копеек приходилось на инвестиции в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, евробонды, прочие обязательства казны). Например, в Канаде на те же цели расходовалось 7,4 цента из каждого доллара, в других развитых странах этот показатель еще меньше. Несомненно поэтому, что крушение финансовой “пирамиды” госбумаг 17 августа стало весьма существенной причиной краха банковской системы и кризиса в экономике. Но эта причина была далеко не единственной.

Разрушение банковской системы вызвано и другими причинами. В России, как ни в какой другой стране, сложилась ситуация, при которой сильнейшим образом переплелись экономические интересы коммерческих банков и их крупных акционеров, являвшихся одновременно привелегированными, эксклюзивными клиентами кредитных организаций и участниками их финансово-промышленных групп. Зачастую банки действовали в интересах отельных компаний, а не частных вкладчиков и других кредиторов. Это привело к колоссальному объему просроченных кредитов, которые либо не обслуживались, либо вовсе не могли быть возвращены даже при бесчисленных пролонгациях. В результате огромная часть банковских активов оказалась иммобилизованной и обесцененной.

Профессионализм руководящего звена многих банков находился на неудовлетворительном уровне. Нередко личная корыстная заинтересованность менеджеров в проведении конкретных операций наносила непоправимый ущерб кредитодателям и акционерам коммерческих банков.

Находящиеся в распоряжении руководства банков средства использовались для осуществления коррупции, для проведения различных кампаний, для лоббирования в структурах власти.

Крайне неэффективно растрачивались государственные бюджетные средства, составлявшие важную ресурсную базу для некоторых коммерческих банков. Причем эта база была бесплатной, поскольку по ней обычно не начисляли процентов. Эти средства использовались для ускоренного наращивания размеров операций. В результате сложилась аномальная взаимозависимость между кредитными организациями и бюджетами различных уровней. Банкротство одних немедленно приводило к краху других.

[6]Во многих коммерческих банках валюта баланса искусственно раздувалась с помощью межфилиального оборота и других комбинаций. Широко практиковалась “двойная” и даже “тройная” бухгалтерия. Банки активно участвовали в обналичивании и “отмывании” денег, нелегальном экспорте капитала за рубеж. По некоторым оценкам, за годы реформ из России было вывезено от 700 млрд. до 1 трлн. долларов.

Начавшийся в 1997 году процесс снижения мировых цен на природные ресурсы подорвал доходные позиции самой рентабельной до этого российской экономической отрасли – экспортно-сырьевой. Это не могло не отразится на финансовом положении большинства банков, поскольку именно сырьевой капитал посредством финансово-промышленных групп контролировал большую часть банковской системы России.

Страницы: 1 2 3 4

Сатьи по теме:

Пути решения проблем, препятствующих развитию кредитования малого бизнеса
Так как решение каких-то конкретных задач требует действий со стороны конкретных участников экономических отношений, то исходя из этого все шаги по решению проблем, связанных с кредитованием предприятий малого бизнеса можно условно разделить на три группы: – шаги со стороны банковского сектора; – ш ...

Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
Одной из приоритетных задач для коммерческого банка является повышение эффективности обслуживания своих клиентов. Решение этой задачи в значительной степени определяется следующим: Во-первых, требуется донести информацию об услугах банка как можно большему числу действующих и потенциальных клиентов ...

Организационная структура
В России биржи организованы по американскому образцу - в форме некоммерческих партнерств; такая же организационная структура характерна и для большинства бирж развитых стран. Однако, в некоторых странах (ряд земель Германии, в Австрии) есть биржи, создаваемых в публично-правовой форме (нет членства ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru