Таким образом, в настоящий момент субъекты ипотечных схем руководствуются следующими законами:
· "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
· "Закон об акционерных обществах"
· "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
· "Гражданский кодекс"
· "Налоговый кодекс"
· "Жилищный кодекс"
В октябре 2003 года Государственная Дума приняла ключевой закон "Об ипотечных ценных бумагах", который устанавливает порядок выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг. Этот закон позволит привлечь в сферу ипотечного кредитования значительные финансовые средства через выпуск ИЦБ. Для завершения строительства законодательной базы, необходимо не только внесение поправок в уже существующие законы, но принятия новых, таких как:
· "О кредитных историях" – позволит снизить риски банков при выдаче ипотечных кредитов
· "О стройсберкассах" – закон, регулирующий и регламентирующий процесс предварительного накопления средств на строительство и приобретение жилья
· "О защите прав и законных интересов граждан и их объединений, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья" – закон, позволяющий снизить риски приобретателей недвижимости и устранить факты мошенничества на рынке жилья
· "Об общих требованиях к деятельности организаций, привлекающих и использующих жилищные накопления граждан"
· "О государственном учете и инвентаризации объектов недвижимости в Российской Федерации"
Усилия законодателей направлены в первую очередь на снижение рисков для участников ипотечного рынка, на разработку надежных финансовых инструментов привлечения ресурсов в эту сферу. Поскольку развитие государственной концепции ипотеки очевидно и необходимо, в разработке ипотечных стандартов участвуют такие организации как Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), ЦБРФ, Федеральное Агентство по жилищному ипотечному кредитованию, министерство промышленности и энергетики, а также ряд других госструктур. Таким образом, начата работа по созданию формирования рынка ипотечных ценных бумаг и унификации региональных схем ипотечного кредитования с целью развития общероссийской системы ипотечного жилищного кредитования. [12, с. 75]
В 2010 году впервые был принят документ, определяющий долгосрочную перспективу развития рынка ипотечного кредитования и задающий эти пути развития. Правительство утвердило «Стратегию развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года».
Целью создания стратегии являются:
· Повышение доступности кредитных ресурсов для всех категорий застройщиков
· формирование единых ориентиров у всех участников рынка по принципам, ожиданиям и долгосрочным перспективам развития рынка ипотечного жилищного кредитования;
· определение основных долгосрочных целей и задач государственной политики по развитию ипотечного жилищного кредитования до 2030 года;
· определение основных мер и мероприятий, направленных на развитие ипотечного жилищного кредитования на перспективу.
Стратегия разработана в рамках общих направлений жилищной политики в целях более детальной проработки вопросов развития ипотечного жилищного кредитования.
Реализация Стратегии зависит, в частности, от макроэкономической конъюнктуры, динамики уровня доходов населения и их дифференциации, политических и демографических факторов, а также от региональных и местных социально-экономических условий и особенностей. [31]
Сатьи по теме:
Кредитный договор
Важной чертой современной системы кредитования является ее договорная основа. Главным документом, регулирующим взаимоотношения заемщика и банка, выступает кредитный договор. Банки самостоятельно разрабатывают его типовые формы, а уже непосредственно при заключении кредитных сделок с учетом их специ ...
Банки
Основополагающими компонентами банковской системы, безусловно, являются банки. Банк (от итал. banco) – некое коммерческое учреждение, аккумулирующее денежные средства как юридических, так и физических лиц для их дальнейшего размещения на условиях платности, возвратности и срочности, и осуществляюще ...
Снижение объемов кредитования
В последние годы наблюдались очень высокие темпы прироста кредитов нефинансовым организациям и населению (3-4% в месяц). В период кризиса эти темпы резко снизились. В феврале впервые за последние годы объем кредитных требований российских банков к нефинансовым организациям и населению снизился в аб ...