Значительное присутствие государства в банковской системе страны является ещё одной особенностью её построения. На 8 мая 2009 года ЦБ РФ принадлежало 57,6 % акций Сбербанка РФ [источник 44].
В соответствии с законодательством Банк России подотчётен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая по представлению Президента назначает Председателя и членов высшего органа Банка России – Совета директоров.
В отличие от центральных банков развитых стран в Банке России отсутствует какой-либо орган, защищающий интересы гражданского общества (в системе функционирования ФРС в США значительную роль играет Совещательный совет по вопросам интересов потребителей, Совещательный совет по сберегательным учреждениям).
Наличие подобных органов в российской банковской системе способствовало бы организации надзора и инспектирования в отношении кредитных организаций и лучшему решению проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед Банком России, которые имеют некоторые различия с задачами, стоящими перед центральными банками развитых стран.
Рассмотрим основные задачи, которые ставятся национальным законодательством перед ЦБ РФ, ФРС, ЕСЦБ, отображенные в таблице №8.
Таблица 8 - Основные задачи, которые ставятся национальным законодательством перед ЦБ РФ, ФРС, ЕСЦБ [4 - 6].
Центральный банк России |
Федеральная резервная система США |
Европейская система центральных банков |
1. Формирование валютного курса рубля |
1. Поддержание долгосрочного роста денежных агрегатов с учётом потенциала увеличения производства |
1. Соблюдение стабильности цен |
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля |
2. Эффективное обеспечение максимальной занятости |
2. Поддержка в Сообществе общей экономической политики |
3. Воздействие на уровень инфляции инструментами денежно-кредитной политики |
3. Обеспечение умеренных долгосрочных процентных ставок |
3. Способствование эффективному распределению ресурсов |
4. Валютное регулирование и валютный контроль |
4. Обеспечение стабильных цен |
4. Стимулирование принятия странами-членами экономической политики, базирующейся на тесной координации национальных экономических политик и внутренних рынков, на определении общих целей, на усилении принципов экономики открытого рынка со свободной конкуренцией |
5. Прочие (организация наличного денежного обращения, эмиссии, установление правил расчётов и банковских операций и т.д.) |
5. Обеспечение стабильности покупательной способности доллара и приемлемого платёжного баланса |
5. Поддержка и способствование соблюдению единой денежной и валютной политики |
6. Способствование в проведении общей торговой политики, а также политики в области сельского хозяйства и рыболовства |
Сатьи по теме:
Кредит как самостоятельная экономическая категория
На поверхности экономических явлений кредит выступает как временное позаимствование вещи или денежных средств. При помощи кредита приобретаются товарно-материальные ценности, различного рода машины, механизмы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа. Объектом приобретения за счет кредита ...
Анализ состава и структуры активов и пассивов
Анализ структуры активов и пассивов деятельности отделения № 1686 СБ РФ строится на основании имеющихся у него средств. Проанализируем по таблице 1 структуру активов и пассивов отделения Сбербанка. Основной удельный вес в структуре пассивов занимают остатки по вкладам граждан, но их доля в 2008 г. ...
Классификация банковских жилищных кредитов
В современной экономической литературе и банковской практике существуют различные подходы к классификации как кредитов населению на строительство и покупку жилья, так и кредитов строительным организациям, занятым в жилищной сфере. В мировой банковской практике ипотечные жилищные кредиты различаются ...