Существующий в настоящее время в России фондовый рынок является типичным крупным развивающимся рынком. Он характеризуется, с одной стороны, высокими темпами позитивных количественных и качественных изменений, с другой стороны - наличием многочисленных проблем, носящих комплексный характер и препятствующих более эффективному его развитию.
По большинству показателей емкости российский фондовый рынок занимает место в первой пятерке развивающихся рынков. По ряду качественных показателей он вышел в лидеры среди развивающихся рынков. Вместе с тем по многим другим качественным показателям (ликвидность рынка, дивидендная доходность, количество торгуемых компаний и т.д.) сохраняется значительное отставание от ведущих развивающихся рынков, и тем более - от развитых рынков. [22]
Основной рынок, на котором фондовая биржа осуществляет свою деятельность: рынок ценных бумаг Российской Федерации в части предоставления услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками торгов фондовой биржи.
В последние годы российский рынок производных финансовых инструментов бурно развивается. В августе этого года объем срочных контрактов на индекс РТС превысил объем сделок с любой другой бумагой на рынке. Но современный отечественный срочный рынок далек от совершенства, и его стремительный рост повлек за собой возникновение острых проблем.
Одна из проблем заключается в отсутствии механизма быстрой переброски средств со срочного рынка на ММВБ, обусловленном порейсовой системой перевода денежных средств. При сильных колебаниях рынка нередко требуется немедленное перемещение средств. [14]
Участники торгов сталкиваются в основном с техническими проблемами, которые периодически возникают либо у биржи, либо у брокера, что приводит к невозможности совершать сделки в течение определенного периода, а в условиях высокой волатильности это может привести к серьезным убыткам.
Также среди основных проблем можно выделить правовой аспект, характеризующийся несовершенством законодательства в данной области, и неразвитость инструментария и инфраструктуры рынка.
Несмотря на активные шаги, предпринимаемые правительством в последние годы, правовое регулирование фондового рынка остается на довольно низком уровне.
На текущий момент основными нормативными актами, регулирующими деятельность Российского рынка, являются: Гражданский кодекс РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. в редакции от 23 декабря 2003 г.; Налоговый кодекс РФ (в части регулирования финансовых инструментов срочных сделок); Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. в редакции от 28 июля 2004г; Федеральный закон «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. в редакции от 29 июня 2004 г.; ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г. в редакции от 29 июня 2004 г.; Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле» от 9 октября 1995г. в редакции от 3 октября 2002 г.
Среди основных шагов, предпринятых властями в последнее время, следует особо отметить принятие ФЗ от 26 января 2007 г. №5 – ФЗ «О внесении изменений в ст. 1062 ч.2 Гражданского кодекса РФ». Именно эта статья в ее предыдущей редакции, предусматривающей невозможность совершения срочных сделок в судебном порядке, обусловила массовое неисполнение обязательств по фьючерсным контрактам в 1998 г. Новая редакция исключает такую возможность. Однако вышеупомянутый закон не определяет конкретных инструментов срочного рынка, к которым применим данный акт, что характерно для нашего законодательства, в котором понятия опциона и фьючерса отсутствуют как таковые.
В то же время остается множество проблем, лежащих в области законодательного обеспечения и не имеющих решения на сегодняшний день. Одной из таких проблем, препятствующих дальнейшему развитию срочного рынка в России, является ограничение на участие в торгах на срочном рынке различных категорий инвесторов. В первую очередь речь идет об институциональных инвесторах и установлении максимальной доли от совокупного объема вложений в ценные бумаги, которые они могут инвестировать в производные финансовые инструменты.[23]
Помимо того что существующее законодательные рамки снижают возможности по извлечению прибыли, они не учитывают возможности по извлечению прибыли, возможности операций хеджирования. Вопрос по проведению хеджирования, связанный с налаживанием системы измерения рисков, также остается совершенно не проработанным в российском законодательстве. Отсутствуют и нормы налогообложения таких операций на срочном рынке. Этот вид сделок не упоминается в Налоговом кодексе РФ, что влечет неопределенность по измерению налоговой базы, ставки и способу взимания налогов на данный вид операций с ценными бумагами. Такое положение дел препятствует развитию рынка.[6]
Сатьи по теме:
Правовая природа договора банковского вклада
Правовая природа договора банковского вклада вызывает много споров. Некоторые юристы считают, что этот договор следует считать разновидностью договора займа (ст. 807 ГК РФ), в котором займодавцем является вкладчик, а заемщиком — банк. При этом в качестве вкладчиков могут выступать субъекты гражданс ...
Динамика страхового рынка Республики Узбекистан
Рынок страхования в Узбекистане является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов, при этом, потенциал его ещё более значителен, что связано с крайне низким проникновением страховых услуг как в корпоративном, так и, в большей степени, в потребительском сегменте. Началом становления отече ...
Модель управления резервной позицией
Метод управления резервной позицией является методом с большими преимуществами и большими недостатками. Его содержание заключается в следующем: «…определяем резервную позицию, т.е. не формируем заранее вторичные резервы, а лишь прогнозируем количество фондов, которое мы можем купить на денежном рын ...