Создается Инвестиционный меморандум — документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.)
Запускается рекламная кампания (в том числе, «гастроли» (роад-шоу) — рекламные поездки руководства эмитента) с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.
Основной этап — во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг — определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).
Завершающий этап (aftermarket) — начало обращения ценных бумаг и, в свете него, окончательная оценка успешности состоявшегося IPO.
Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением:
- инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров и организаторов размещения;
- юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/или эмитентов;
- аудиторских компаний;
- коммуникационных агентств в качестве PR/IR консультантов размещения.
В 2006 году во всём мире было проведено 1729 IPO на сумму 247 млрд долларов США. В 2007 году ожидалось существенное превышение этого показателя. Лидерами по сумме сделок являются США и Китай. Крупнейшее IPO в 2010 году провёл китайский банк Agricultural Bank of China, который привлёк 22,1 млрд долларов США.
Настоящий бум IPO связан с выходом на рынок «доткомов» в конце 90-х годов XX века — в рекордном 1999 на рынок впервые вышли свыше 200 компаний, которые привлекли около 200 млрд долларов США.
Первой российской компанией, разместившей в 1997 году свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), стало ОАО «ВымпелКом», торговая марка Билайн.
В 2004 — 2007 годах в России наблюдается взрывной рост количества IPO. За это время свои акции на российских и западных рынках разместили такие компании, как «Калина», «Иркут», «Седьмой континент», «Лебедянский», «ВТБ», «Арсагера» и т. д. В 2006 году состоялось проведение рекордного IPO государственной нефтяной компании «Роснефть» (10,4 млрд долларов США).
Год/страна |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Россия |
18,6 |
21,7 |
0,5 |
0,05 |
2,9 |
США |
51 |
89 |
31 |
21 |
9 |
Европа |
106,9 |
108,1 |
16,7 |
8 |
16,8 |
Рис. 2.3 Объем IPO($ млрд.)
В данной таблице просматривается динамика развития рынка сделок IPO, несмотря на небольшие объемы размещений отечественных компаний, общая тенденция в России сходна с рынками США и Европы, где сделок IPO на порядок больше. С начала 2010 года в России уже произошло четыре размещения IPO. Еще одна значимая сделка случилась в конце 2009 года – это IPO Института стволовых клеток на $5 млн. По итогам этого размещения инвестиционные банкиры отметили интересное явление. Институт «раскупили» преимущественно неквалифицированные IPO-инвесторы (физические лица). Интерес к IPO все растет, прогноз по динамике рынка в России – положительный. По итогам года, объем IPO может составить до $9-10 млрд., а в 2011 году - до $20 млрд.
Государство в регулировании IPO играет не последнюю роль. Преимущество проведения IPO в России заключается в том, что для российской компании выполнение требований российского законодательства является более простым, по сравнению с тем, какой объем требования выполняется при размещении за рубежом.
Сатьи по теме:
Банковская
инфраструктура
Банковская инфраструктура включает различные предприятия, агентства и службы, обеспечивающие жизнедеятельность банков: информационное обеспечение; методическое обеспечение; научное обеспечение; кадровое обеспечение; средства связи, коммуникации и др. Информационное обеспечение предоставляет банкам ...
Эффективность использования
финансовых ресурсов в ОАО "Севергазбанк"
Одной из основных целей финансово-экономического анализа кредитной организации является определение степени ее финансовой устойчивости. Понятие финансовой устойчивости кредитной организации основано на оценке совокупности финансовых коэффициентов, отражающих состояние банка. Комплексная оценка фина ...
Характеристика дилерских фирм
Дилерская деятельность — это совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ...