Создается Инвестиционный меморандум — документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.)
Запускается рекламная кампания (в том числе, «гастроли» (роад-шоу) — рекламные поездки руководства эмитента) с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.
Основной этап — во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг — определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).
Завершающий этап (aftermarket) — начало обращения ценных бумаг и, в свете него, окончательная оценка успешности состоявшегося IPO.
Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением:
- инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров и организаторов размещения;
- юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/или эмитентов;
- аудиторских компаний;
- коммуникационных агентств в качестве PR/IR консультантов размещения.
В 2006 году во всём мире было проведено 1729 IPO на сумму 247 млрд долларов США. В 2007 году ожидалось существенное превышение этого показателя. Лидерами по сумме сделок являются США и Китай. Крупнейшее IPO в 2010 году провёл китайский банк Agricultural Bank of China, который привлёк 22,1 млрд долларов США.
Настоящий бум IPO связан с выходом на рынок «доткомов» в конце 90-х годов XX века — в рекордном 1999 на рынок впервые вышли свыше 200 компаний, которые привлекли около 200 млрд долларов США.
Первой российской компанией, разместившей в 1997 году свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), стало ОАО «ВымпелКом», торговая марка Билайн.
В 2004 — 2007 годах в России наблюдается взрывной рост количества IPO. За это время свои акции на российских и западных рынках разместили такие компании, как «Калина», «Иркут», «Седьмой континент», «Лебедянский», «ВТБ», «Арсагера» и т. д. В 2006 году состоялось проведение рекордного IPO государственной нефтяной компании «Роснефть» (10,4 млрд долларов США).
Год/страна |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Россия |
18,6 |
21,7 |
0,5 |
0,05 |
2,9 |
США |
51 |
89 |
31 |
21 |
9 |
Европа |
106,9 |
108,1 |
16,7 |
8 |
16,8 |
Рис. 2.3 Объем IPO($ млрд.)
В данной таблице просматривается динамика развития рынка сделок IPO, несмотря на небольшие объемы размещений отечественных компаний, общая тенденция в России сходна с рынками США и Европы, где сделок IPO на порядок больше. С начала 2010 года в России уже произошло четыре размещения IPO. Еще одна значимая сделка случилась в конце 2009 года – это IPO Института стволовых клеток на $5 млн. По итогам этого размещения инвестиционные банкиры отметили интересное явление. Институт «раскупили» преимущественно неквалифицированные IPO-инвесторы (физические лица). Интерес к IPO все растет, прогноз по динамике рынка в России – положительный. По итогам года, объем IPO может составить до $9-10 млрд., а в 2011 году - до $20 млрд.
Государство в регулировании IPO играет не последнюю роль. Преимущество проведения IPO в России заключается в том, что для российской компании выполнение требований российского законодательства является более простым, по сравнению с тем, какой объем требования выполняется при размещении за рубежом.
Сатьи по теме:
Специфические черты малого предприятия как субъекта кредитных отношений
Прежде чем говорить о структуре и динамике финансирования и страхования малого бизнеса, необходимо определиться с тем, что же понимается под малым бизнесом. Основная проблема, которая здесь возникает, многообразие подходов к выделению малого бизнеса, прежде всего у самих игроков рынка. В ряде крупн ...
Страхование в зарубежных странах
Рассмотрим организацию страхового дела в зарубежных странах на примере США. Страховой традиции в США уже полторы сотни лет и, кажется, что страхуется все. Как свидетельствует американский Институт страховой информации, лидером на рынке страхования США является страхование автомобилей физическими ли ...
Проблемы денежно-кредитной политики на современном этапе и пути их решения
Национальный банк обладает достаточно сильным инструментарием, который позволяет нам сдерживать инфляционное давление в экономике. Это и управление официальной ставкой рефинансирования, и установление минимальных резервных требований для банков второго уровня, и выпуск краткосрочных нот НБ РК, и пр ...