Сущность и функции государственного кредита

Банковское дело » Государственный кредит » Сущность и функции государственного кредита

В сфере кредитно-финансовых отношений важную роль играет государство как заемщик и кредитор. Образуется специфическая сфера кредита, которая получила название – государственный кредит. Этот кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. В главной форме подобных кредитных отношений государство выступает как заемщик средства. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех же случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими или юридическими лицами, оно выступает гарантом. Таким образом, государство выступает в трех лицах.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последние не обязательно приводят к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и несет черты, как тех, так и других. Но если в качестве звена финансовой системы государство обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов, то есть государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней, то в качестве одного из субъектов кредита государство имеет ряд особенностей, обличающих его от классических финансовых субъектов, например, налогами. В отличие от налогов государственный кредит имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды, то основой государственного займа является его возвратность и платность – через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами. Вместе с тем, государственный кредит отличается как от банковского, так и от коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности: товары на складе, незавершенное производство и другое, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера, тогда как по заимствованию средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, местные органы власти могут размещать займы, мобилизуя средства для строительства новой канализационной системы, дороги, парка, школы. В форме займа средства привлекаются государством на какой-то заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О Государственном внутреннем долге Российской Федерации» предусматривает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Государственный кредит выполняет три функции: (фискальную) распределительную, регулирующую и контрольную.

Сатьи по теме:

Проблемы развития рынка РЕПО в России и пути их решения
В период финансового кризиса, ознаменовавшегося множеством дефолтов на рынке РЕПО, обнажились следующие проблемы этого рынка: · отсутствие развитой системы оценки рисков: участники рынка практически не используют доступные механизмы снижения рисков (дисконтирование стоимости обеспечения, механизмы ...

Понятие, значение и состав привлеченных средств
Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах. Пассивные операции играют важную роль для коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на денежных рынках. Существуют четыре ...

Бухгалтерский учет синдицированных кредитов
Порядок отражения в бухгалтерском учете синдицированных кредитов нормативными актами Банка России не определен, следовательно, он должен быть изложен в учетной политике банка. За основу могут быть приняты подходы, изложенные в Письме Банка России от 25 декабря 2001 г. № 15-1-1/1988. Согласно указан ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru