Модель управления резервной позицией

Банковское дело » Управление ликвидностью коммерческого банка » Модель управления резервной позицией

Метод управления резервной позицией является методом с большими преимуществами и большими недостатками. Его содержание заключается в следующем: «…определяем резервную позицию, т.е. не формируем заранее вторичные резервы, а лишь прогнозируем количество фондов, которое мы можем купить на денежном рынке и тем самым профинансировать возможный отток денежных средств» [37]. В первую очередь, речь идет о привлечении средств на межбанковском рынке и заимствовании у ЦБР.

В западной практике (например, в США) используются следующие финансовые инструменты:

— срочные депозиты крупного размера (депозитные сертификаты), которые обращаются на вторичном рынке и представляют собой долговые бумаги со сроком погашения менее 6 месяцев;

— федеральные фонды — займы на рынке федеральных фондов, которые образуются из избытков средств, резервируемых в Федеральном резервном банке по привлеченным депозитам;

— займы у Федеральной резервной системы, т. Е. привлечение финансовой поддержки со стороны государства;

— средства, привлекаемые от продажи ценных бумаг с соглашением об обратном выкупе (операции РЕПО) и др.

В российской практике банки ограничены в использовании управляемых пассивов для поддержания ликвидности. Это обусловлено многими причинами, в том числе неразвитостью и нестабильным состоянием отечественного финансового рынка и минимальным набором финансовых инструментов, с помощью которых банки могут привлекать средства. В их число входят следующие инструменты:

1) межбанковские займы (МБЗ) — этот источник средств на сегодняшний день является одним из наиболее доступных и высокомобильных. Отрицательным моментом использования этих средств для банка является их относительная дороговизна. Впрочем, привлечение межбанковских займов для поддержания ликвидности может оказаться предпочтительным вариантом по сравнению с выплатами штрафов клиентам банка за нарушение условий договоров, а также выплатами Центральному банку за невыполнение обязательных нормативов ликвидности. Не следует, однако, забывать, что привлеченные МБЗ не должны становиться основным источником поддержания ликвидности, поскольку это приведет, во-первых, к резкому увеличению издержек банка, и, как следствие, к снижению эффективности его функционирования, а во-вторых, к сильной зависимости от рынка межбанковского кредита, что при возникновении нестабильной или кризисной ситуации вызовет кризис ликвидности в самом банке. Поэтому, с одной стороны, банки должны уделять большое внимание налаживанию партнерских отношений с другими банками, чтобы иметь возможность привлечения МБЗ для поддержания ликвидности, а с другой — тщательно регулировать объемы привлекаемых средств;

2) займы у Центрального банка

Преимущества метода очевидны:

· сокращается доля низкодоходных и недоходных активов;

· в случае изъятия депозитов валюта баланса банка не уменьшается или уменьшается в меньшей степени, потому что вторичные резервы не ликвидируются, а напротив, банк привлекает дополнительные средства.

Но при использовании данного метода риск ликвидности замещается другими видами риска:

· риском изменения процентных ставок;

· риском доступности фондов (который определяется, в первую очередь, емкостью межбанковского рынка).

В кризисных условиях использование такой модели чревато серьёзными проблемами с ликвидностью – ставки на рынке МБК растут, банки значительную часть средств используют на списание убыточных активов – как следствие, ёмкость межбанковского рынка сокращается.

Сатьи по теме:

Законодательно–нормативное регулирование ОСАГО
Автомобиль не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности, как для окружающих, так и для самого владельца, который несет ответственность по обстоятельствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. В соответствии с Законом Республики Мол ...

Содержание и специфика маркетинга в коммерческом банке
По мере развития финансового рынка и других изменений во внешней среде, обострением конкурентной борьбы за клиентов, в банковской индустрии с конца 60х г. г. произошли серьезные изменения. В банковской деятельности маркетинг стал применяться в 70х г. г. Банки вторыми после авиакомпаний обратились к ...

Аудит активных операций банка
Одна из наиболее важных функций банковской системы - распределение ресурсов. Здесь важным механизмом является кредитование организаций, предприятий, а также МБК. В соответствии с рекомендациями ЦБ важно кредитование реальных контрактов и целевые принципы. Поэтому при заключении кредитной сделки кли ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru