Принципы денежного обращения и требования к их выполнению

Страница 1

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 г., «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996 г., иные законы, нормативные акты Президента и Правительства- Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального Банка Российской Федерации. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка . денежная эмиссия», а в ст. 106 закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам . финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии»[6].

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права. Главная задача правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация[7].

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Практика показывает, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении и изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

В настоящее время в результате правового регулирования денежного обращения создана денежная система, включающая официальную денежную единицу, эмиссию наличных денег, а также организацию наличного денежного обращения.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк.

В целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции: - прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; - установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; - установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; - определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Денежное обращение может выступать в форме наличного и безналичного денежного обращения. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. В соответствии с постановлением Правительства РФ « Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами» от 17 ноября 1994 г. установлено правило, в соответствии с которым предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами составляет 2 млн. рублей по одному платежу, расчеты на сумму, превышающую названную, должны производиться только в безналичном порядке.

Страницы: 1 2

Сатьи по теме:

Стратегия развития ипотечного комплекса России
Ипотечный комплекс России - взаимосвязанная группа предприятий различных отраслей экономики, функционирующих на рынках недвижимости, ипотечного кредитования, страхования, ценных бумаг, а также различных инфраструктурных организаций, действующих в рамках единой цели - обеспечения доступным по стоимо ...

Основные положения устава
В Уставе Сберегательного банка содержатся следующие сведения: - наименование банка и его местонахождение (почтовый и юридический адрес); - перечень выполняемых им банковских операций; - размер уставного капитала, резервного и иных фондов, образуемых банком; - указание на то, что банк является юриди ...

Рынок ипотечного кредитования в период пост кризисного восстановления
Динамика выдачи ипотечных кредитов в России по итогам 2010 года показывает, что восстановление рынка ипотечного кредитования продолжается. По данным Банка России, за ноябрь 2010 года предоставлено 34 050 ипотечных кредитов на общую сумму 42,3 млрд. рублей. Всего за 2010 год выдано 252 072 ипотечных ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru