Большинство центральных банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования используют систему резервных требований.
Резервные требования представляют собой определенную часть денежных средств банка, которую они в соответствии с законодательством обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.
Данные резервы относятся к числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающих объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.
Традиционно называется двоякое назначение резервных требований.
· текущее регулирование банковской ликвидности;
· текущее регулирование ссудного рынка и эмиссии кредитных денег коммерческими банками.
Исторически возникновение системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками современность выполнения взятых на себя обязательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего требовалось всегда иметь денежную наличность в определенном объеме.
Указанная наличность может использоваться для своевременного погашения обязательств банка перед вкладчиками и кредиторами как непосредственно, так и путем кредитования центральным банком банков, нуждающихся в поддержании ликвидности, т.е. системы рефинансирования.
Постепенно данный инструмент стал выполнять и другую роль – обеспечивать регулирование объема выдаваемых ссуд и эмиссии кредитных денег, что стало возможным при законодательном закреплении права центрального банка изменять норму отчислений в фонд обязательного резервирования.
В современных нормативных документах, определяющих целесообразность применения системы минимального резервирования в странах Европейского союза, акцент делается на обеспечение посредством этой системы стабильности ставок денежного рынка и на регулирование структурной ликвидности банковской системы.
Система обязательного резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта в этой области.
В официальных документах Банка России, в частности Положения Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 225-П, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора[13].
Важным элементом механизма обязательного резервирования является определения состава резервируемых обязательств.
Состав резервируемых обязательств охватывает следующие виды привлеченных ресурсов[14]:
· депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;
· средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;
· средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;
· кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;
· депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;
· депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;
Сатьи по теме:
Скоринг кредитного бюро
Когда НБКИ соберет достаточное количество кредитной информации, имеющейся в настоящий момент на рынке (как правило, информация собирается за период от 12 до 24 месяцев), можно будет разработать скоринговые карты кредитного бюро, учитывающие потребности клиента. Они будут созданы на основе широкой п ...
Пути модернизации банковской деятельности в сфере кредитования
реального сектора экономики
Банки последовательно и целенаправленно становятся полноценными финансовыми посредниками, перераспределяющими средства в реальный сектор экономики. Это становление происходит на фоне ряда нерешенных проблем, к которым относятся: во-первых, недостаточная капитализация; во-вторых, преобладание " ...
Контрольная функция
Контрольная функция органически вплетается в контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: 1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости ...