Центральный банк России и его денежно-кредитная политика

Банковское дело » Принципы построения, элементы, перспективы развития банковской системы РФ » Центральный банк России и его денежно-кредитная политика

Страница 5

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свою кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

В Федеральном законе от 27 июня 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в главе VII статья 39 приводятся следующая формулировка операций на открытом рынке[17]: “Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки”.

В развитых странах, имеющих высоколиквидный рынок государственных ценных бумаг, операции на открытом рынке являются основным инструментом денежно-кредитной политики. В США, к примеру, рынок казначейских векселей (Treasure bills) является наиболее ликвидным и характеризуется большим объемом торгов. Это дает возможность Федеральной резервной системе проводить сделки, оказывающие воздействие на динамику денежной базы, но не влияющие на цену и доходность векселей. В развивающихся экономиках, в которых финансовый рынок недостаточно развит, эффективность подобных операций более ограничена.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики могут также устанавливаться ориентиры роста денежной массы и осуществляться валютное регулирование.

Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывают множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуация и др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной формой валютного регулирования ЦБ РФ является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранной валюты. Для повышения курс национальной валюты ЦБ РФ центральный банк продает иностранную валюту, для снижения – скупает ее в обмен на национальную валюту. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты у его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завышении национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной.

Наряду с валютной интервенцией ЦБ РФ может предпринять ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. Например, введение “валютного коридора” способствует регулируемости валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение предприятий, осуществляющих внешне-экономическую деятельность, на финансовое положение банков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Сатьи по теме:

Сегментация и отбор целевых рынков
Существенное значение для детального анализа рынка имеет его сегментация, заключающаяся в том, что для определения своих преимуществ по сравнению с возможностями банк ищет и находит наиболее подходящий ему сегмент рынка, выявляет конкретные группы потребителей, служащих предметом повышенного интере ...

Аудит основных средств, нематериальных активов и МБП
Имущество банка состоит из товарно-материальных ценностей, зданий и сооружений, купленных банком за свой счет, внесенных учредителями в уставный капитал или полученных безвозмездно. Учет ТМЦ ведется на балансовых счетах 604 (920), 607 (930), 609 (925), 610 (940), 611 (942) в зависимости от их стоим ...

Финансовые показатели деятельности банка
В условиях рынка анализ активов Московского отделения №9038/01195 банка является наиболее актуальным, так как на основе выводов этого анализа разрабатываются предложения по управлению кредитными ресурсами и осуществляются мероприятия по эффективному, рациональному и наименее рискованному размещению ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru