Зарубежный опыт управления банковскими рисками и перспектива его внедрения в российскую практику

Банковское дело » Способы оценки и методы управления банковскими рисками в современных условиях » Зарубежный опыт управления банковскими рисками и перспектива его внедрения в российскую практику

Страница 1

В настоящее время Банк России, при формировании ограничений банковских рисков, ориентируется на опыт банковских систем развитых стран. В основе зарубежных систем управления банковскими рисками лежат определенные стандарты, коэффициенты, которых должен придерживаться банк для достижения максимальных результатов. Международный опыт в области построения эффективных систем банковского надзора представляется в значительной мере оправданным.

С целью стимулирования должного управления рисками надзорные органы многих стран ввели определенные требования к достаточности капитала. Принципы базельского комитета подчеркивают обязанность органа банковского надзора устанавливать минимальные требования к достаточности капитала банков.

Во всех странах, применивших стандарт достаточности капитала, показатели достаточности капитала с учетом риска существенно возросли. Данный стандарт играет важнейшую роль с точки зрения обеспечения финансовой стабильности, надежного функционирования банковских систем. За прошедшие полтора десятилетия он широко внедрялся в странах с развивающейся и переходной экономикой. Так как экономика в таких странах работает более эффективно, появилась необходимость повысить минимальное значение достаточности капитала с 8% до 15%. Российские нормативы кредитного риска следуют основам регулирования деятельности национальных банковских систем западных стран.

Так, например, в Италии в целях сокращения кредитных рисков установлен ряд ограничений в области кредитования: банки имеют право предоставлять одному или группе связанных заемщиков ссуды в размере, не превышающем 25% капитала банка.

Кроме этого, для эффективного управления кредитным риском, иностранные банки используют систему сбора информации о кредитоспособности клиентов, а также сведений о полученных и не погашенных ими кредитах. Например, во Франции такая система позволяет получить информацию о заемщике и о уже имеющейся у него общей суммы кредитов. Всякий банк, желающий получить информацию о клиенте, перед тем как выдать или увеличить ему сумму кредита, вправе обратиться за услугами к этой службе. Система позволяет более эффективно регулировать риск невозврата денежных средств.

В нашей стране работа по созданию системы сбора информации о клиентах - потенциальных заемщиках еще только начинается. Американские корпорации (в частности “Дан и Брэдстрит”) готовы предложить России услуги по оценке финансового положения заемщика, маркетинговые исследования на региональном и отраслевом уровнях, страновые справочники с полным обзором экономической ситуации, налогового регулирования. Также американские компании готовы предоставить страновые, региональные и специальные справочники с полным обзором экономической ситуации заемщика.

Проблема заключается в том, что предприятия и организации-клиенты коммерческих банков не желают предоставлять информацию о самих себе, что серьезно затрудняет сбор нужных сведений. На Западе отказ от предоставления подобной информации является важным показателем, характеризующим данную компанию с отрицательной стороны.

Предполагается, что коммерческие банки России, желающие получить информацию о своих клиентах, смогут через соответствующую телекоммуникационную сеть напрямую выходить на базу данных этой корпорации и буквально в считанные секунды получать интересующие их сведения о финансовом состоянии потенциального заемщика.

Неизбежно сопровождает финансовую деятельность кредитного учреждения и моральный риск. Задача банка освободить своих вкладчиков от его последствий, либо свести их к минимуму. Такое поведение может порождаться, например, ситуациями, когда вкладчики или другие кредиторы защищены от убытков, или когда они уверены в том, что их банку не дадут обанкротиться. Этому может помочь имеющийся мировой опыт борьбы с моральным риском.

Данная проблема была характерна для банковской истории США. На рубеже 80-90-х гг. ХХ в. методы управления Федеральной корпорации страхования депозитов (ФКСД) превратились в объект жесточайшей критики со стороны правительства. Она была направлена на практику взыскания единого процента от суммы банковских вкладов в страховой фонд, независимо от финансового состояния и надежности банка. Все это приводило к возникновению морального риска.

Моральные риски российской системы страхования вкладов очевидны. Часть коммерческих банков получают реальную возможность проводить рискованную политику за счет вкладчиков из малоимущих социальных слоев. В настоящее время озабоченность проблемой морального риска особенно сильна в кругу российских банков, имеющих рейтинг стабильных и добросовестных, которые не желают оплачивать издержки по выплате компенсаций вкладчикам недобросовестных банков.

Страницы: 1 2

Сатьи по теме:

Понятие коммерческого банка, его место в кредитной системе
Кредитная система присуща любой экономике, но только в рыночной экономике она приобретает роль главного звена, обеспечивающего деятельность непрерывного развития капиталистических отношений. Поэтому банки как центры взаимодействия по кредитным отношениям играют центральную роль в этой системе. По р ...

Основные блоки проверки
Проводить проверку целесообразно от простого к сложному, т.е. одно должно последовательно вытекать из другого. Сначала должны быть рассмотрены составные части какого-либо крупного блока и лишь затем следует анализ данного блока как единого целого. Целесообразно начать проверку с анализа учредительн ...

Продвижение на рынок банковских услуг
Продвижения банковских услуг на рынок- это система мероприятий по взаимодействию банка с потенциальными потребителями и обществом в целом, направленная на формирование спроса и увеличение объема продаж банковского продукта. Продвижение банковской услуги включает в себя прежде всего: рекламу; стимул ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru