Зарубежный опыт управления банковскими рисками и перспектива его внедрения в российскую практику

Банковское дело » Способы оценки и методы управления банковскими рисками в современных условиях » Зарубежный опыт управления банковскими рисками и перспектива его внедрения в российскую практику

Страница 1

В настоящее время Банк России, при формировании ограничений банковских рисков, ориентируется на опыт банковских систем развитых стран. В основе зарубежных систем управления банковскими рисками лежат определенные стандарты, коэффициенты, которых должен придерживаться банк для достижения максимальных результатов. Международный опыт в области построения эффективных систем банковского надзора представляется в значительной мере оправданным.

С целью стимулирования должного управления рисками надзорные органы многих стран ввели определенные требования к достаточности капитала. Принципы базельского комитета подчеркивают обязанность органа банковского надзора устанавливать минимальные требования к достаточности капитала банков.

Во всех странах, применивших стандарт достаточности капитала, показатели достаточности капитала с учетом риска существенно возросли. Данный стандарт играет важнейшую роль с точки зрения обеспечения финансовой стабильности, надежного функционирования банковских систем. За прошедшие полтора десятилетия он широко внедрялся в странах с развивающейся и переходной экономикой. Так как экономика в таких странах работает более эффективно, появилась необходимость повысить минимальное значение достаточности капитала с 8% до 15%. Российские нормативы кредитного риска следуют основам регулирования деятельности национальных банковских систем западных стран.

Так, например, в Италии в целях сокращения кредитных рисков установлен ряд ограничений в области кредитования: банки имеют право предоставлять одному или группе связанных заемщиков ссуды в размере, не превышающем 25% капитала банка.

Кроме этого, для эффективного управления кредитным риском, иностранные банки используют систему сбора информации о кредитоспособности клиентов, а также сведений о полученных и не погашенных ими кредитах. Например, во Франции такая система позволяет получить информацию о заемщике и о уже имеющейся у него общей суммы кредитов. Всякий банк, желающий получить информацию о клиенте, перед тем как выдать или увеличить ему сумму кредита, вправе обратиться за услугами к этой службе. Система позволяет более эффективно регулировать риск невозврата денежных средств.

В нашей стране работа по созданию системы сбора информации о клиентах - потенциальных заемщиках еще только начинается. Американские корпорации (в частности “Дан и Брэдстрит”) готовы предложить России услуги по оценке финансового положения заемщика, маркетинговые исследования на региональном и отраслевом уровнях, страновые справочники с полным обзором экономической ситуации, налогового регулирования. Также американские компании готовы предоставить страновые, региональные и специальные справочники с полным обзором экономической ситуации заемщика.

Проблема заключается в том, что предприятия и организации-клиенты коммерческих банков не желают предоставлять информацию о самих себе, что серьезно затрудняет сбор нужных сведений. На Западе отказ от предоставления подобной информации является важным показателем, характеризующим данную компанию с отрицательной стороны.

Предполагается, что коммерческие банки России, желающие получить информацию о своих клиентах, смогут через соответствующую телекоммуникационную сеть напрямую выходить на базу данных этой корпорации и буквально в считанные секунды получать интересующие их сведения о финансовом состоянии потенциального заемщика.

Неизбежно сопровождает финансовую деятельность кредитного учреждения и моральный риск. Задача банка освободить своих вкладчиков от его последствий, либо свести их к минимуму. Такое поведение может порождаться, например, ситуациями, когда вкладчики или другие кредиторы защищены от убытков, или когда они уверены в том, что их банку не дадут обанкротиться. Этому может помочь имеющийся мировой опыт борьбы с моральным риском.

Данная проблема была характерна для банковской истории США. На рубеже 80-90-х гг. ХХ в. методы управления Федеральной корпорации страхования депозитов (ФКСД) превратились в объект жесточайшей критики со стороны правительства. Она была направлена на практику взыскания единого процента от суммы банковских вкладов в страховой фонд, независимо от финансового состояния и надежности банка. Все это приводило к возникновению морального риска.

Моральные риски российской системы страхования вкладов очевидны. Часть коммерческих банков получают реальную возможность проводить рискованную политику за счет вкладчиков из малоимущих социальных слоев. В настоящее время озабоченность проблемой морального риска особенно сильна в кругу российских банков, имеющих рейтинг стабильных и добросовестных, которые не желают оплачивать издержки по выплате компенсаций вкладчикам недобросовестных банков.

Страницы: 1 2

Сатьи по теме:

Участники рынка ценных бумаг
Фондовый рынок является чутким барометром состояния экономики. Ныне основными целями на российском рынке ценных бумаг являются цели становления и закрепления отношений собственности, а главными участниками этого рынка - коммерческие банки. Участники российского рынка ценных бумаг имеют общую задачу ...

Определение кредитоспособности заемщика
Одним из важных методов оценки кредитного риска является метод оценки кредитоспособности клиента, который осуществляется на основе анализа, направленного на выявление его финансового состояния и его тенденций. Основными источниками информации для оценки кредитного риска заемщика являются: финансова ...

Банки специального назначения
Особую роль в банковской системе играют банки специального назначения, которые выполняют как операции, вытекающие из статуса «банк», так и операции по указанию органов исполнительной власти (например, финансирование государственных программ). Рассмотрим некоторые виды банков специального назначения ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru