Заключение

Национальный Банк Казахстана – центральный банк страны и является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.

Благодаря своевременности и правильности проводимой НБ РК денежно-кредитной политики восстановление экономики продолжается уверенными темпами, чему способствуют благоприятные цены на нефть и возобновление роста объемов производства в сельском хозяйстве после прошлогодней засухи.

Благодаря увеличению объемов экспорта сырья увеличилось положительное сальдо текущего счета, а связанные с нефтяной отраслью прямые иностранные инвестиции и поступающие из внешних источников средства способствовали сохранению притока капитала.

Быстрый подъем экономики Казахстана после кризиса 2007-2009 годов вселяет надежду. Однако восстановление происходит на фоне быстрого ухудшения внешнеэкономической обстановки. Экономическая активность в мире снижается и становится более хрупкой, уверенность ослабевает, а негативные риски усиливаются. Структурные проблемы, с которыми столкнулись пострадавшие в результате кризиса развитые страны, оказались сложнее, чем ожидалось, а процесс разработки и реализации реформ приобрел менее определенный характер. В связи с этими осложнениями возникают явные негативные риски для глобального роста по причине возможных задержек в урегулировании кризиса в «еврозоне» и восстановлении негосударственного спроса в США. В случае материализации этих рисков, скорее всего, цены на сырье упадут, а объемы мировой торговли и движения капитала сократятся, тормозя рост в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах. Учитывая его зависимость от экспорта сырья и тесные связи с международными рынками, Казахстан, как и многие другие страны, может пострадать в результате таких потрясений.

В сложившейся обстановке, сохраняющиеся слабые места в банковской системе Казахстана являются поводом для беспокойства. Несмотря на реструктуризацию внешней задолженности и финансовую поддержку со стороны государства, качество банковских активов продолжало ухудшаться, а объем неработающих ссуд остается на крайне высоком (по международным меркам) уровне. Высокие объемы начисленного, но не полученного процентного дохода, высокая доля реструктурированных ссуд и низкая прибыльность создают риски для нормативов достаточности капитала. Целевые субсидированные кредиты, адресная поддержка со стороны государства и адаптивная денежно-кредитная политика вряд ли будут способствовать росту кредитования в ближайшей перспективе, учитывая, что банки по-прежнему не желают рисковать, а крупные юридические лица продолжают снижать долю заемных средств.

При отсутствии значительных потрясений положение банков может постепенно улучшиться. Однако, учитывая неопределенную ситуацию в мировой экономике, было бы желательно применить инициативный подход для обеспечения полного оздоровления банковской системы и повышения ее способности противостоять потенциальным потрясениям и направлять сбережения на производительную деятельность. Значительное ухудшение мировой экономической обстановки, в частности – возможное отрицательное воздействие со стороны крупных соседних государств, окажет отрицательное влияние на экономику Казахстана и его банковскую систему. Передача воздействия будет происходить в виде сокращения объемов доступных ресурсов и увеличения стоимости заимствований (для банков, юридических лиц и квазигосударственных структур), а также ослаблении доверия, что, в свою очередь, приведет к дополнительным трудностям для банков. Несмотря на обилие в экономике финансовых ресурсов, такая ситуация создаст множество трудностей для директивных органов, а также станет препятствием для реализации задач обеспечения роста за счет развития негосударственного сектора и экономической диверсификации, предусмотренных «Стратегическим планом развития до 2020 года».

Справиться с этими трудностями могут помочь своевременные и решительные меры по укреплению банковской системы Казахстана. Государством был принят целый ряд целесообразных решений: отменены налоговые положения, препятствовавшие списанию безнадежных ссуд; укреплена нормативно-правовая база за счет мер, направленных против кредитования в иностранной валюте и на увеличение требований к минимальному размеру капитала; принята новая концепция урегулирования проблемных активов. Тем не менее, необходимо предпринять дополнительные серьезные усилия. В первую очередь необходимо действенным образом добиться правильной оценки кредитов и формирования резервов всеми банками. Кроме того, в соответствующих случаях необходимо предпринять конкретные действия для снижения объема безнадежных ссуд и пополнения капитала банков за счет средств акционеров или государства. Необходимо подготовить планы чрезвычайных действий на случай возникновения указанных обстоятельств.

Сатьи по теме:

Анализ состава и структуры активов и пассивов
Анализ структуры активов и пассивов деятельности отделения № 1686 СБ РФ строится на основании имеющихся у него средств. Проанализируем по таблице 1 структуру активов и пассивов отделения Сбербанка. Основной удельный вес в структуре пассивов занимают остатки по вкладам граждан, но их доля в 2008 г. ...

Методы погашения государственного кредита
Государственные займы приобретаются по ряду причин экономического, социального и политического характера. Но во всех случаях курс облигаций займа зависит от доверия к правительству и его экономическому курсу. Когда речь идет о внешних займах и его разновидности, о международном кредите, гарантией с ...

Анализ динамики деятельности мировых фондовых бирж в условиях нестабильной экономической ситуации
Мировая экономика продолжает медленно выходить из кризиса. Улучшение ситуации с безработицей в ведущих экономиках, пожалуй, наиболее значительный результат. Опубликованные данные по сокращению безработицы в Японии (с 5.6% до 4.9%), Германии (с8.3% до 8.0%) и США (с 10.1% до 9.7%)[7] выглядят весьма ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru