Прежде чем говорить о структуре и динамике финансирования и страхования малого бизнеса, необходимо определиться с тем, что же понимается под малым бизнесом. Основная проблема, которая здесь возникает, многообразие подходов к выделению малого бизнеса, прежде всего у самих игроков рынка. В ряде крупных банков малым бизнесом считается предприятие с объемом выручки до 3-6 млн. долл. США. Другие банки, как например РосБР, АК "Барс", придерживаются определения, данного в федеральном законе от 14.06.95 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". По закону, к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек, в оптовой торговле - 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Хотя в самом законе ничего не сказано о финансовых показателях, определяющих принадлежность предприятий к малым, в качестве основного финансового индикатора возможно применение ограничения по годовому обороту в 15 млн. рублей, установленного в Налоговом кодексе и дающего тем, кто ему соответствует, право перехода на упрощенную систему налогообложения. Ряд банков вообще не ведет отдельного учета по предприятиям разного размера, а разделяет клиентскую базу по объемам выданных кредитов. Например, в банке "Уралсиб" относят к малым все предприятия, прокредитованные менее чем на 500 тыс. долларов [20].
В мировой практике также не сложилось единого мнения относительно того, что же именно считать малым бизнесом. Общей тенденцией является использование комплексного критерия, включающего пороговую численность работников и критическое значение того или иного финансового показателя, устанавливаемые на разном уровне в зависимости от отрасли. При этом в США в качестве финансового критерия используется годовой доход, в Японии - размер уставного капитала, а в Европе и Канаде - размер годового оборота. Ограничения по численности, структуре и количеству отраслей, по которым производится выделение, существенно различается от страны к стране. [28]
Наиболее целесообразно, на наш взгляд, к сфере малого бизнеса относить предприятия с численностью занятых до 50 человек и годовым объемом выручки до 40 млн. руб. Кроме того, совокупная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, общественных, благотворительных и религиозных организаций и объединений в уставном (складочном) капитале этих организаций не должна превышать 25%. Также это не могут быть кредитные организации, инвестиционные фонды, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом.
Такие критерии при выборе предприятий малого бизнеса наиболее соответствуют мировой практике.
Теперь, когда мы определились с понятием «предприятие малого бизнеса», попробуем обозначить основные особенности организаций такого типа.
Малое предприятие не является уменьшенным вариантом крупной компании, а представляет собой организацию, деятельность которой качественно отличается от крупных предприятий рядом специфических черт, которые определяют его статус и поведение в рыночной среде, в том числе на кредитном рынке.
Сатьи по теме:
Страхование в зарубежных странах
Рассмотрим организацию страхового дела в зарубежных странах на примере США. Страховой традиции в США уже полторы сотни лет и, кажется, что страхуется все. Как свидетельствует американский Институт страховой информации, лидером на рынке страхования США является страхование автомобилей физическими ли ...
Коммерческий банк - составляющий элемент
банковского дела
Развитие банковской системы в РК и принципы организации коммерческих банков. Нижнее звено кредитной системы состоит из сети самостоятельных учреждений, непосредственно обслуживающих народное хозяйство и предоставляющих широкий диапазон финансовых услуг на коммерческих началах. Это коммерческие, коо ...
Содержание ипотечных отношений
В условиях хронического недостатка государственных средств, традиционной задачей для органов власти всех уровней стало привлечение внебюджетных денежных ресурсов в сферу жилищного строительства. Наиболее перспективным решением «квартирного вопроса» специалисты в области недвижимости считают развити ...