Корпоративные облигации

Страница 1

Корпоративные облигации де-факто стали основным инвестиционным инст­рументом российского фондового рынка. Опережающее развитие рынка облига­ций вполне закономерно, так как дан­ная форма заимствований не связана с размыванием собственности основных акционеров предприятий, позволяет за­нимать средства на более длительные сроки, в большем объеме и под меньшую ставку, чем при помощи банковских кредитов.

Развитие рынка корпоративных обли­гаций в России началось в 1999 г. С се­редины 1999 г. по июнь 2004 г. на ММВБ были размещены корпоративные облига­ции более 160 эмитентов на общую сум­му свыше 200 млрд руб. по номиналу (рис.2).

Рисунок 2. Объем новых эмиссий корпоративных облигаций

и их доля в валовом объеме инвестиций

Заимствования на инвестиционные сроки с помощью корпоративных облига­ций составляют значительную долю инве­стиций в основной капитал, которая уже превысила долю банковских кредитов на инвестиционные цели (рис. 3).

В последнее время на рынок с пред­ложением собственных ценных бумаг стали выходить относительно небольшие компании — представители среднего бизнеса, размещающие займы на 50-200 млн руб. Такая тенденция свиде­тельствует о постепенном повышении доступности фондового рынка в качест­ве источника инвестиций. Следствием стало увеличение отраслевой диверсифицированности рынка облигаций. Если в 2002 г. на сырьевые отрасли приходи­лось около 30% всего объема размещений, то в середине 2004 г. — менее 17%. В то же время доля машинострое­ния и металлургии повысилась с 13% в 2002 г. до 20% в 2004 г.

Рисунок 3. Объем денежных средств,

привлеченных предприятиями на срок свыше 3 лет

Рост общего объема заимствований с использованием корпоративных обли­гаций сопровождается расширением ин­вестиционных горизонтов. В первую оче­редь необходимо отметить значительное сокращение доли краткосрочных облига­ций (со сроком обращения 1-2 года) с 20% в 2003 г. до 12% в середине 2004 г. Вместе с тем доля 3-4-летних размещений выросла с 65% в 2003 г. до 74% в 2004 г. Таким образом, сегодня доля об­лигаций со сроками погашения 3 и бо­лее лет составляет на рынке около 90% (рис. 4).

Рисунок 4. Структура рынка корпоративных облигаций

по срокам размещения – 2004 г.

Однако, несмотря на очевидные ус­пехи, рынок корпоративных облигаций находится в начале своего развития, и его возможности реализованы далеко не полностью. Только 2% предприятий используют рынок корпоративного дол­га для финансирования капитальных инвестиций. Российский рынок пока не сравним с западным и по абсолютным показателям. Объем рынка корпоративного долга в развитых странах составля­ет от 30 до 95% ВВП. В России номи­нальный объем корпоративных облига­ций в обращении составляет всего око­ло 5 млрд долл., или немногим более 1% ВВП.

Актуальной проблемой рынка корпоративных облигаций, препятствующей приходу на него консервативных инвестиций, в том числе западных, является его слабая структурированность. Система рейтингования облигаций только начина­ет внедряться. Большинство выпусков об­лигаций не имеют международных кре­дитных рейтингов. Рейтинги, присвоен­ные по внутрироссийским шкалам, не­редко вызывают серьезные нарекания и не могут служить адекватным и автори­тетным суждением о кредитоспособности. Это существенно повышает риски инвес­торов, не имеющих возможности разде­лить облигации на высоконадежные и «мусорные».

Страницы: 1 2 3 4 5

Сатьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru