Кроме того, требуют решения такие вопросы, как дальнейшее снижение, а возможно, и отмена налога на эмиссию, а также упрощение всей процедуры выпуска корпоративных облигаций. Достаточно актуальный вопрос для рынка — необходимость регистрации отчета о размещении облигаций до начала вторичных торгов. В результате вторичные торги начинаются в лучшем случае через месяц после размещения, что несет в себе существенные риски для инвесторов. Пример решения этой проблемы уже существует — на рынке государственных и региональных облигаций, регулируемых Министерством финансов, размещение и вторичные торги могут начинаться одновременно. По-видимому, целесообразно переходить на единое регулирование облигаций, возможно, под эгидой будущего мегарегулятора.
Решение этих и других проблем позволит привлечь на рынок корпоративных облигаций большое число заемщиков и значительные средства инвесторов.
Если рынок корпоративных облигаций уже встал в ряд заметных источников инвестиций, то второй основной инвестиционный инструмент фондового рынка — первичное размещение акций (initial public offering, IPO) — пока находится в резерве. За все время существования российского фондового рынка (около 10 лет) на нем было проведено всего 4 размещения акций общим объемом около 230 млн долл., которые могут быть (иногда с натяжкой) отнесены к IPO. В 2002 г. акции разместила компания «Росбизнесконсалтинг», в 2003 г. — «Аптека 36,6», в 2004 г. — компании «Калина» и «Иркут». Причем каждое из этих размещений имело свои особенности. В частности, по сообщениям информационных агентств, «Аптека 36,6» в последний момент заменила публичное размещение размещением акций по закрытой подписке среди ограниченного и заранее известного круга кредиторов, а размещение акций «Калины» было фактически доразмещением акций, уже торгующихся на бирже.
Практическое отсутствие IPO на российском фондовом рынке во многом связано с неразвитостью рынка в целом. Вместе с тем необходимо учитывать, что IРO — не лидер по объему привлечений в мире. Через корпоративные облигации средств привлекается в 3-4 раза больше. Кроме того, IPO — весьма тонкий инструмент, сильно зависящий от рыночной конъюнктуры. Проведение IPO может прекратиться на длительный срок и на развитых рынках, как это было в Германии после бума 2000 г. — почти 2 года там не было ни одного IPO.
Тем не менее IPO, в первую очередь на рынках англосаксонских стран (США, Великобритания, Канада и др.), является важнейшим инструментом фондового рынка — через него финансируется до 15-20% всех инвестиций в основной капитал. В странах континентальной Европы с учетом более весомой доли банков в инвестициях данный показатель составляет 5-10% (рис. 5).
|
|
Рисунок 5. Объем привлечения капитала через
IPO
У некоторых российских компаний имеется положительный опыт IPO в виде первичного размещения АДР на зарубежных биржах, в том числе на NYSE: «ВымпелКом» — 100 млн долл. (ноябрь 1996 г.), МТС — 371 млн долл. (июнь 2000 г.), «Вимм-Билль-Данн» привлек 238 млн долл. (февраль 2002 г.). Однако IPO на зарубежных биржах не может рассматриваться в качестве рецепта для большинства российских компаний — это весьма затратная и длительная процедура, которая по силам лишь весьма крупным компаниям, отличающимся прозрачностью, международным уровнем корпоративного управления и перспективами быстрого роста. Для большинства частных российских компаний наиболее удобным местом проведения IPO должен стать национальный фондовый рынок. Какие проблемы необходимо решить на этом пути?
Сатьи по теме:
Совершенствование механизма управления депозитными операциями
Операции по вкладам населения являются важнейшим видом пассивных операций банка. Сбережения населения составляют отдельную группу ресурсов банка. Общая основа оседания денег у населения как сбережений заключается в том, что, распоряжаясь своими доходами, граждане соответственно потребностям могут о ...
Аудиторская проверка собственного капитала банка
Показатель достаточности капитала банка отражает адекватность имеющихся собственных источников банка уровню рисков, принимаемых на себя банком в его повседневной деятельности. Этот показатель охватывает все наиболее важные стороны деятельности банка и является ориентиром для акционеров, инвесторов. ...
Понятие ликвидности коммерческого банка
Одной из обобщённых качественных характеристик деятельности коммерческого банка является ликвидность. Необходимо сказать, что ликвидность можно трактовать по-разному. «…Обобщённо под ликвидностью понимается способность превращаться в денежные средства в короткие сроки и без убытка» [9]. Если говори ...