Логический подход заключается в поочередном выделении из кредитной заявки наиболее существенных факторов и их оценке на основе принципов кредитования. Естественно то, что каждая кредитная организация выдвигает свои требования к обеспечению кредита. Вполне оправдано желание выдавать кредиты с учетом возвратности.
Часто решение по кредитной заявке принимается на основании практического опыта и некоторого "интуитивного ощущения" того, что кредитование удовлетворяет требованиям. Однако, как правило, этот практический опыт является результатом последовательного применения принципов рационального кредитования в повседневной жизни:
характеристика клиента;
способность к возврату кредита;
анализ доходов;
- цель, на которую будут расходованы деньги;
- размер кредита;
- условия погашения кредита;
- обеспечение возврата кредита.
Если заемщик не имел ранее отношений с банком, то особое внимание следует уделить причинам, по которым клиент решил обратиться за помощью в именно в этот банк, а не в другой. Эти причины должны быть разумными и правдоподобными.
Однако впечатления, полученные работником банка от личной встречи с клиентом, не являются достаточными для того, чтобы сделать заключение о характере и способностях клиента. Необходимо также постараться получить фактическую информацию о клиенте, которая поможет составить заключение о его характере.
Необходимо оценить способность собственников (директоров, управляющих) организации вести дела надлежащим образом. Имеют ли они требуемые опыт и знания в таких областях как финансы, маркетинг, управление предприятием? Можно просмотреть их биографии, проверить, какую квалификацию они получили. Насколько они преданы общему делу? Если они осваивают новые области предпринимательства, то есть ли у них опыт и знания для того, чтобы успешно вести дела на новом рынке.
Учетная политика предприятия может помочь кредитному инспектору достичь сразу нескольких целей:
1. Определить качественный уровень финансового учета на данном предприятии.
При достаточном размере оборотов по счетам и репутации на российском рынке (хотя за короткий срок развития рыночных отношений можно лишь с определенной степенью допущения говорить о репутации фирмы) потенциальный Заемщик обладает, как правило, квалифицированной командой финансовых менеджеров, которая в состоянии представить положение дел в организации в выгодном для себя свете путем учета и отражения в бухгалтерской отчетности тех или иных аспектов деловой активности предприятия с учетом поставленных целей в каждой конкретной ситуации. Следовательно, предоставление стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, принятых на предприятии, снижает риск того, что отчетность потенциального Заемщика будет неверно "прочитана" и анализ финансового положения фирмы не принесет достоверного результата из-за искажения источников информации.
Напротив, у Заемщика, не имеющего репутации и кредитной истории на рынке или кредитной истории для конкретного банка-кредитора, качество бухгалтерского учета и финансовой отчетности является косвенным свидетельством качества общего уровня менеджмента в организации и, как следствие, устойчивости положения на рынке и гарантии долговременного присутствия их организации на рынке без кардинальных смен сферы деятельности.
Сатьи по теме:
Функции банков
Основными функциями коммерческих банков являются: - - мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; - - кредитование предприятий, государства и населения; - - выпуск кредитных денег; - - осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; - - эмиссионно-учредительская функц ...
Анализ кредитного портфеля ОАО Сбербанк России
Банк может выдавать кредиты, проводить другие активные операции, приносящие доходы, лишь в пределах имеющихся у него свободных ресурсов. Следовательно, операции, в результате которых формируются такие ресурсы банка (пассивные операции), играют первичную и определяющую роль по отношению к операциям ...
Виды операций банка с ценными бумагами
При осуществлении операций с ценными бумагами в качестве профессионального участника фондового рынка кредитная организация должна соблюдать правила совмещения профессиональной деятельности. Данные правила, установленные Приказом ФСФР [4], касаются возможности одновременного осуществления одного или ...