Обзор рынка банковского кредитования малого бизнеса

Банковское дело » Проблемы развития современных способов кредитования заемщиков » Обзор рынка банковского кредитования малого бизнеса

Страница 2

Региональная структура кредитов

Одна из особенностей работы московских банков – достаточно широкий региональный охват. Вне конкуренции в этом плане сейчас Сбербанк, ВТБ-24 и Уралсиб, которые могут предоставлять кредиты малым предприятиям практически по всей стране. Однако и большинство других московских банков достаточно активно осваивают несколько регионов, в то время как многие региональные банки работают преимущественно на своей территории. Многие из них стремятся в первую очередь ориентироваться именно на свой регион и охватить филиальной сетью все центры, в которых может быть хоть сколько-нибудь значительный спрос. Уступая московским банкам в масштабе, зачастую они выигрывают в степени охвата территории своего региона. А некоторые из них предпочитают конкурировать со столичными банками не только на своей, но и на их территории, открывая филиалы и отделения в Москве.

Можно предположить, что спустя какое-то время на территории России возникнет три группы банков, работающих с малым бизнесом. Во-первых, федеральные (или мультирегиональные) банки, которые будут работать по всей территории России. Уже сейчас к ним можно отнести Уралсиб и ВТБ-24. Скорее всего, через некоторое время к ним присоединяться «Ак Барс», банк «Союз» и «Церих».во-вторых, трансрегиональные банки, которые будут активно работать в двух-трех регионах, причем среди них будет достаточное число как столичных, так и региональных банков. И наконец, третья группа – местные банки, которые сосредоточат свою деятельность преимущественно в одном регионе и сделают ставку на плотность филиальной сети и работу в сравнительно небольших местных центрах. При этом наиболее перспективными регионами, которые будут активно осваиваться как московскими, так и региональными банками, представляются Центральный, Приволжский, Южный и Уральский, где уже сегодня работает довольно много малых предприятий и есть все предпосылки для стабильного увеличения их количества. К числу таких банков можно отнести Абсолютбанк, Энергобанк, Уралприватбанк, Росдорбанк, Южный торговый банк. В среднесрочной перспективе будет происходить усиление региональной дифференциации кредитования малого бизнеса. [25, 42]

Региональную структуру кредитов можно посмотреть на рисунке 3. Сейчас ситуация такова, что наиболее активно кредитуются торговые предприятия, которые зачастую просто вынуждены брать кредиты даже под высокие проценты.

Рисунок 3-Региональная структура кредитов, %

Отраслевая структура кредитов

На долю этих предприятий в 2005 году пришлось более 60% кредитов (см. рисунок 4). На обрабатывающие производства пришлось всего чуть более 10%. При этом свыше четверти компаний из этой сферы — производители пищевых продуктов, около 20% занимаются производством готовых металлических изделий и еще четверть занята в прочем производстве — мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров, игрушек, аттракционов, пишущих принадлежностей, в переработке отходов и др. В среднесрочной перспективе с наибольшей вероятностью будет увеличиваться доля кредитов, выданных обрабатывающим и строительным предприятиям. Если на первой стадии развития рынка спрос на финансирование среди небольших компаний предъявляли прежде всего торговые предприятия, стремящиеся пополнить оборотные средства, то в дальнейшем, по мере экономического роста, развития сферы услуг, мелких производств, инновационных предприятий (особенно в рамках государственных программ поддержки), именно они станут самыми активными заемщиками. [25, 42]

Рисунок 4-Отраслевая структура кредитов, %

Структура кредитов по срокам кредитования.

По всей видимости, в ближайшие несколько лет наиболее популярными останутся кредиты на сpок до одного года. Особенно характерно это будет для местных банков, которые станут расширять охват и активно сотрудничать с теми малыми предприятиями, которые ранее не использовали банковские кредиты как источник финансирования. У крупных банков, прежде всего московских, распределение кредитов сроком до года и от года до тpех со временем станет несколько равномернее в силу того, что, проводя более консервативную политику работы с малым бизнесом в регионах, они будут накапливать больше постоянных клиентов, которые со временем начнут брать более крупные кредиты на длительные сроки. Сегодня же 42,1% от общего объема кредитов выдается на срок от шести месяцев до года и примерно по 1/8 — на срок от трех до шести месяцев, от года до двух лет и от двух до трех лет (см. рисунок 5). [25, 42]

Страницы: 1 2 3

Сатьи по теме:

Содержание и специфика маркетинга в коммерческом банке
По мере развития финансового рынка и других изменений во внешней среде, обострением конкурентной борьбы за клиентов, в банковской индустрии с конца 60х г. г. произошли серьезные изменения. В банковской деятельности маркетинг стал применяться в 70х г. г. Банки вторыми после авиакомпаний обратились к ...

Законодательно–нормативное регулирование ОСАГО
Автомобиль не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности, как для окружающих, так и для самого владельца, который несет ответственность по обстоятельствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. В соответствии с Законом Республики Мол ...

Розничный и оптовый рынок банковских услуг
Как и любой другой рынок, рынок банковских услуг также имеет две движущие силы – покупателя и продавца. Причем, как первый, так и второй находятся в прямой обоюдной зависимости. Выражается это тем, что спрос и предложение должны находиться в состоянии уравновешения, иначе в проигрыше будут обе стор ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru