Одновременно при внедрении данной системы банки получают источник качественных "длинных" денег, а кредитные программы в рамках ССК носят самофинансируемый характер. Стоимость же ресурса для кредитования более чем в 2 раза дешевле рыночной. Более взвешенный подход участников ССК при оценке своих финансовых возможностей и высокий уровень их мотивации в приобретении жилья приводят также к снижению проблемных активов в целом по портфелю жилищных кредитов[44].
А это - еще один стимул для развития в банках такого направления.
Рассматривая правовые условия для успешного функционирования строительных сберегательных касс, выступающие обратили внимание на необходимость развития соответствующего правового поля, которое должно обеспечить прозрачные и понятные механизмы функционирования ССК и не позволит им перерастать в финансовые пирамиды, а также на регулирование и поднадзорность их деятельности, поддержку и стимулирование участников со стороны государства.
Но главным фактором, "голосующим" за развитие стройсберкасс как в России, следовательно и на уровне региона может стать успешный опыт наших соседей - Германии, Чехии, Казахстана.
Специалисты отмечают необходимость развития нового направления жилищного кредитования в России. И определенные шаги здесь уже предприняты: в частности, разработан и находится на рассмотрении в Госдуме законопроект "О строительных сберегательных кассах".
Агентство по ипотечному жилищному кредитованию совместно с Министерством экономического развития РФ, Министерством регионального развития РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) подготовили проект долгосрочной Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года. 19 июля 2010 года правительство РФ одобрило данную стратегию.
Стратегия определяет основные ориентиры развития российского ипотечного рынка на ближайшие два десятилетия, а также статус АИЖК как института развития ипотеки в стране. В этом качестве АИЖК будет продолжать проводить мероприятия по повышению доступности ипотеки, вести деятельность по поддержке заемщиков, испытывающих трудности с погашением ипотечного кредита, развивать рынок рефинансирования и вторичный рынок ипотеки. Важными задачами названы создание фондов маневренного жилья в стране, содействие сокращению срока обращения взыскания на предмет залога по ипотечному кредиту[45].
Согласно стратегии ипотечный кредит должен стать основным механизмом приобретения жилья в собственность для среднего класса. Предполагается, что к 2030 году приобретение, строительство, наем жилья с помощью ипотечного кредитования и других форм жилищного финансирования станут доступными для 60% российских семей. Средневзвешенная ставка по кредиту должна снизиться до 6% годовых в рублях (при условии, что инфляция достигнет 4% годовых).
Разработчики стратегии оговариваются, что ее реализация зависит от внешних ограничений, связанных с макроэкономической конъюнктурой, динамикой уровня доходов населения и их дифференциации, политическими и демографическими рисками, региональными и местными социально-экономическими особенностями.
Согласно стратегии, повышение доступности ипотечных кредитов должно осуществляться за счет создания условий для объективного повышения доходов населения, стабилизации цен на жилье, снижения процентных ставок по кредитам, а не за счет искусственного улучшения условий кредита в надежде на непрерывный рост рынка.
Достижение плановых показателей, по замыслу разработчиков, в значительной мере зависит от развития системы ипотечного страхования. Ипотечное страхование должно перераспределить риски в ипотечном кредитовании, позволяя снизить размер первоначального взноса и процентной ставки по кредиту, за счет чего повысится доступность ипотеки.
По мнению разработчиков стратегии, достижение запланированных результатов возможно только при жестком соблюдении требований, ограничивающих "аппетит к риску" кредиторов, особенно в условиях растущего рынка.
В частности, размер первоначального взноса по ипотеке не должен составлять меньше 20-30% от стоимости заложенного жилья, а при наличии ипотечного страхования - меньше 10%. Обращается внимание, что поддержка заемщиков в виде долгосрочного субсидирования процентной ставки за счет бюджетных средств несет в себе скрытые риски как для бюджетов, так и для заемщиков и кредиторов, и не является приемлемым механизмом помощи заемщикам.
Сатьи по теме:
Анализ рынка
Ключевой задачей маркетинга вообще, и в банковской сфере в особенности, является исследование рынка. В рамках этой проблемы осуществляется, в частности, сбор информации, необходимой для исследования рынка; изучение товара и определение его цены; организация сбыта услуг. Сбор информации о рынке вклю ...
Нормативно-правовая база банковского кредитования
Нормативно-правовая база банковского кредитования осуществляется на основании Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ. Конституция содержит ряд положений, которые можно применить к кредитным отношениям. На основании ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся установление правовых о ...
Классификация страхования
Объектами страхования являются жизнь и здоровье человека, его имущество и финансовое состояние. Классификация страхования - научное разделение страхования на систему взаимосвязанных звеньев по определенным признакам. Такими признаками могут быть форма проведения, форма организации, объект страхован ...