Существуют две точки зрения на сущность и содержание финансового анализа. Согласно первой из них, финансовый анализ охватывает все разделы аналитической работы, входящие в систему финансового менеджмента, т.е. связанные с управлением финансами хозяйствующего субъекта в контексте окружающей среды, включал и рынок капитала.
В соответствии со второй, более узкой, трактовкой, финансовый анализ практически ограничивается анализом бухгалтерской отчетности.
За рубежом под финансовым аналитиком может пониматься любой пользователь финансовой информации, желающий применить ее в процессе принятия экономических решений и не имеющий доступа к внутренним источникам информации предприятия.
Финансовый анализ — это совокупность аналитических процедур, основывающихся, как правило, на общедоступной информации финансового характера и предназначенных для оценки состояния и эффективности использования экономического потенциала организации, а также принятия управленческих решений в отношении оптимизации ее деятельности или участия в ней.
Под финансовыми отношениями понимаются отношения между различными субъектами, влекущие за собой изменения в составе активов и/или обязательств этих субъектов. Отношения, связи и операции, имеющие финансовую природу, могут быть подразделены в зависимости от сферы их действия:
в случае, если они ограничены рамками данного предприятия, они рассматриваются через внутрифирменный анализ;
если же они выходят за его пределы, речь идет о внешнем финансовом анализе.
Для определения особенностей внутреннего и внешнего финансового анализа следует применить ряд критериев:
назначение анализа, его исполнители и пользователи, базовое информационное обеспечение,
характер представляемой информации, степень унификации методик анализа, доминирующий временной аспект анализа.
Внешний финансовый анализ ориентирован на общую оценку имущественного и финансового состояния предприятия, внутренний — на поиск резервов снижения затрат и повышения эффективности текущей деятельности, и потому часто называется еще и управленческим.
Основная целевая установка финансового анализа выражается в формировании у пользователя, насколько это возможно, полного представления об объекте анализа.
Объектами финансового анализа выступают различные социально-экономические системы. В том случае, если такой системой является коммерческая организация, цель анализа может быть сведена к оценке финансового положения этого хозяйствующего субъекта, а с позиций внутреннего анализа- к нахождению путей и резервов повышения эффективности функционирования организации.
Финансовый анализ включает в себя:
-изучение изменения структуры показателей (вертикальный анализ);
-изучение каждого показателя за анализируемый период (горизонтальный анализ);
-разработку системы аналитических показателей и рассмотрение их трендов.
Вертикальный анализ баланса (называемый структурным) позволяет получить наиболее общее представление о качественных изменения в структуре средств и их источников, а также о динамике этих изменений. Цель вертикального анализа заключается в расчете доли отдельных статей в итоге баланса и оценке ее изменений, т.е. приоритет отдается изучению относительных показателей.
Горизонтальный анализ предполагает построение одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнены относительными - темпами роста (снижения).
Сатьи по теме:
Понятия
«кредит» и «система кредитования»
Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры. Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; сто ...
Основные тенденции развития банковской системы РФ
Вместе с ростом объемов потребительского и корпоративного кредитования растут и денежные потребности российских кредитных организаций. Последние полтора-два года российские банкиры все охотнее обращаются к коллегам для привлечения средств от пула кредиторов. Госбанки, лидеры привлечений, занимают д ...
Виды ценных бумаг
Существует большое количество видов ценных бумаг и их классификаций. Ценные бумаги подразделяются на ценные бумаги первичного и вторичного рынков ценных бумаг, на долевые и долговые, на документарные и бездокументарные. Ценные бумаги можно также классифицировать в зависимости от их эмитентов. На пе ...