Цель горизонтального анализа - выявление абсолютных и относительных изменений величин различных статей баланса за определенный период и оценка этих изменений. Как правило, при анализе рассматриваются базисные темпы роста за несколько смежных периодов (лет, кварталов и т.д.).
Вертикальный и горизонтальный анализ взаимно дополняют друг друга и часто объединяются в рамках так называемого сравнительного аналитического баланса, в котором представлена динамика отдельных показателей отчетного бухгалтерского баланса. Обычно в этом случае прибегают к уплотнению баланса, представлению в нем только агрегированных данных по основным разделам актива и пассива. Кроме того, чтобы использовать баланс для расчета аналитических коэффициентов, он должен быть предварительно очищен от регулирующих статей и выполнено несколько дополнительных процедур по приведению баланса в форму, пригодную для анализа.
Система аналитических показателей, представляя собой совокупность взаимосвязанных параметров, ориентирована на получение подробной и всесторонней характеристики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система должна строиться в соответствии с определенной логикой, что предполагает наличие в ней «стержня» некоего организующего начала. В качестве такого стержня, на основе которого проводится конструирование системы показателей, может служить, в частности, понятие экономического потенциала.
Логика проведения анализа зависит в первую очередь от целей, которые ставятся аналитику заказчиком анализа или руководителем организации. Как правило, это получение ответов на вопросы, касающиеся имущественного потенциала предприятия и изменений в нем, структуры активов и источников средств, условий работы предприятия, проделанной хозяйственной работы, финансовых результатов деятельности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, перспектив финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, на логику анализа оказывает влияние уровень информационного и методического обеспечения, допустимые временные затраты и другие факторы. -
В принципе, логика аналитической работы предполагает организацию в виде двухмодульной структуры. Первый модуль – экспресс- анализ финансово-хозяйственной деятельности, целью которого является составление общего представления о предприятии, получение оперативной и наглядной оценки его финансового состояния и динамики развития. Экспресс-анализ, по сути, представляет собой комплексы аналитических процедур, расположенных в определенной последовательности: просмотр отчета по горизонтальным признакам) ознакомление с аудиторским заключением, ознакомление с учетной политикой предприятия, выявление «больных» статей в отчетности и оценка их в динамике, ознакомление с ключевыми индикаторами, чтение пояснительной записки аналитических разделов отчета, общая оценка имущественного и финансового состояния по данным баланса, формулирование выводов по результатам анализа.
Второй модуль — углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности. Его целью является более детальная характеристика имущественного и финансового потенциалов предприятия, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде и перспектив его развития. Большая (по сравнению с экспресс-анализом) детализация аналитических процедур при его проведении может быть обеспечена за счет использования более качественной информационной базы, более подробного структурирования программы анализа, привлечения более сложного и разнообразного аналитического аппарата.
Сатьи по теме:
Оценка эффективности рекомендуемых
мероприятий
При привлечении ресурсов пассивными подразделениями с последующим размещением их активными подразделениями доходы отражаются на счетах активных подразделений, в то же время расходы по ресурсам отражаются на лицевых счетах пассивных подразделений. Например, Управление фондовых операций. Проводящее а ...
Понятие синдицированного кредита
Синдицированным является кредит, при котором группа банков объединяет свои возможности для кредитования крупного проекта, что невозможно осуществить одному банку вследствие недостаточности кредитных ресурсов или резервов ликвидности. Ограничения, определенные величиной собственного капитала, нормат ...
Регулирование рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посре ...