• контроля за степенью риска банковских операций, с тем чтобы убытки не свели к нулю прибыль банка и его акционерный капитал. Качественный анализ прибыльности основан на анализе структуры доходов и расходов банка, тенденций в изменении структуры, а также количественном измерении доходности банковских операций. Резервы роста доходности обычно находятся в повышении эффективности использования активов путем увеличения доли «работающих» или приносящих процентный доход активов и сокращения активов, не приносящих доходов (кассы, корреспондентского и резервного счетов, вложений в основные средства и т.п.). Следовательно, прибыль зависит также от качества активов, уровня их доходности, объема и структуры привлеченных ресурсов и затрат на них.
Исходя из того, что получение прибыли является конечной целью банковской деятельности, перед банком стоит задача не просто найти ресурсы для активных операций и обеспечить возврат привлеченных средств по требованию владельца, а привлечь ресурсы, оптимальные по сроку и цене, и разместить их так, чтобы покрыть расходы по привлечению, получив при этом доход. Характер банковской деятельности предопределяет возможность получения большого дохода и вместе с тем обусловливает наличие высокого риска. Учитывая обязательства банка перед вкладчиками, роль банка в экономике, необходимо найти такое сочетание активных и пассивных операций, которое возместило бы издержки, обеспечило необходимый уровень рентабельности и ликвидности, компенсировало риски, а параметры деятельности банка соответствовали бы законодательно установленным нормативам.
Необходимым условием устойчивости финансового состояния коммерческого банка является ликвидность. Ликвидность характеризует возможность быстрого (без больших потерь доходности или дополнительных затрат) превращения активов в платежные средства для своевременного погашения долговых обязательств. Обеспечение ликвидности является важнейшим условием стабильности. Под ликвидностью следует понимать способность кредитных организаций выполнять свои обязательства и удовлетворять потребности клиентов за счет реализации активов или заимствований по ценам не выше конкурентов. Любая трудность в деятельности банка, касающаяся ликвидности, является лишь симптомом, который указывает на существование другой, более фундаментальной проблемы.
Банк, обладающий достаточным уровнем ликвидности, в состоянии с минимальными потерями для себя выполнять следующие функции:
1) проводить платежи по поручению клиентов (обязательства по средствам на расчетных, текущих и корреспондентских счетах, зарезервированных для расчетов);
2) возвращать кредиторам (вкладчикам) средства, как с наступившими сроками погашения, так и досрочно (средства в депозитах);
3) удовлетворять спрос клиентов на денежные средства в рамках принятых на себя обязательств, например, по заключенным кредитным договорам, кредитным линиям, контокоррентному и овердрафтному кредитованию;
4) погашать выпущенные банком ценные бумаги;
5) отвечать по обязательствам, которые могут наступить в будущем, например, по забалансовым обязательствам (выданным гарантиям, доверительному управлению, наличным и срочным сделкам) и т.д. В России в условиях рыночной экономики проблема низкой банковской ликвидности является особенно актуальной, подтверждением чему служат кризисы банковской системы 1995 и 1998 гг. Низкая ликвидность является источником внутренней нестабильности банковской системы, ограничивая возможности расширения объема финансовых операций банков и делая банковскую систему неустойчивой к внешним негативным воздействиям.
Отметим, что регулирование деятельности российских коммерческих банков осуществлялось до недавнего времени посредством установления обязательных экономических нормативов инструкцией Центрального банка РФ от 01.10.1997 №1 «О порядке регулирования деятельности банков» (в ред. от 06.05.2002), а с 1 апреля 2004 г. инструкцией ЦБ РФ от 16.01.2004 №110-И «Об обязательных нормативах банков». Новая инструкция устанавливает требование о соблюдении обязательных нормативов на постоянной основе: расчет обязательных нормативов должен осуществляться коммерческими банками ежедневно на конец каждого операционного дня. Указанные меры предприняты с целью «более адекватной оценки рисков».
Сатьи по теме:
Организация системы коммерческих банков
Наиболее распространенным типом банков в США является бесфилиальный банк и банк без филиалов. Число банков в США значительно превосходит число банков в любой другой стране именно из-за того, что бесфилиальные банки и абсолютно преобладающий тип банков в США. Например, все банковские услуги в Канаде ...
История возникновение и развитие банков
Слово «банк» происходит от итальянского «banko» и означает лавка, скамья или конторка. Предшественниками банков были средневековые менялы – представители денежно-торгового капитала, они принимали денежные вклады у купцов и специализировались на обмене денег различных городов.[4] С древнейших времен ...
Анализ финансового состояния банка и
формирования кредитных продуктов банка
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и стран СНГ. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Основанный в 1841 году, Сбербанк России сегодня – современный ...