Развитие кризиса на российском страховом рынке

Банковское дело » Современная система страхования в Российской Федерации » Развитие кризиса на российском страховом рынке

Страница 2

Сегодня не следует чрезмерно акцентировать внимание на "внешних" причинах кризиса. Прежде всего, необходимо признать неадекватность и неэффективность той рыночной политики, которая к нему привела. Экономическими процессами можно и нужно управлять, но управлять грамотно. Следует проводить политику, соответствующую объективной реальности рынка, а не мечтам/желаниям его отдельных участников, не способных к адекватной оценке того, что вокруг них происходит. В рамках грамотного управления, можно, в случае необходимости, добиваться и нивелирования негативных последствий кризисов. К сожалению, на предыдущем этапе развития российского страхового рынка не была осуществлена его необходимая модернизация. Время для задействования фактора доверия (т.е. заинтересованности потребителей в страховании), которое позволило бы сохранить основу рыночных отношений в современных условиях кризисного сжатия спроса, было упущено.

Несмотря на раздававшиеся предупреждения, страховым бизнесом не было уделено необходимого внимания созданию "подушки безопасности": вместо этого немало его представителей занимались "предпродажной подготовкой" своих компаний.

В этой ситуации гипотетические меры по "сохранению финансовой устойчивости" некоторых страховщиков будут мерами по "латанию дыр", образовавшихся вследствие ошибок менеджмента таких компаний, фактически - дополнительной платой им за эти ошибки. К страхователям такое "сохранение финансовой устойчивости" отношения, за редким исключением, иметь не будет.

В то же время, для целей сохранения страхового рынка нельзя допустить и невыполнения перед страхователями своих обязательств страховщиками в надежде на то, что "кризис всё спишет". При этом необходимо обеспечить условия для того, чтобы меры по "финансовой поддержке" страхового рынка государством, если они будут приняты, действительно дошли до конечных потребителей страховых услуг.

В целом, в рамках политики государственной поддержки участников рынка надо поддерживать не только поставщиков товаров и услуг, но и потребителей: нельзя допустить резкого сокращения их платежеспособности. Тогда и поставщикам, включая поставщиков страховых и перестраховочных услуг, будет легче преодолевать кризис. Но, судя по недавним заявлениям руководства РСПП, такая, основанная на здоровой предпринимательской логике, политика для их понимания недоступна. В таком случае приоритетом останется привычный "распил" бюджетных средств со всеми вытекающим последствиями.

Впрочем, применительно к страхованию, все эти "меры" - скорее гипотеза, т.к очень похоже, что на "сохранение финансовой устойчивости" участников страхового рынка этих денег, которые принадлежат всему обществу и именуются иногда "подушкой безопасности государства", не хватит и очередь до страхового рынка не дойдёт /24. - с.46/.

Так что "спасение утопающих - дело их самих": выход страховым предпринимателям надо искать самостоятельно. При этом следует понимать, что реализация концептуальных подходов по "развитию страховой отрасли", в том виде, в котором они вырабатывались в последнее время, ожидаемых результатов не даст. В целом же, должно быть понятно, что проблемы отечественного страхования "пожарными" мерами не решить, т.к корни кризиса - в порочности самой модели отечественного страхового рынка, основанной на принуждении страхователей.

Надо учитывать также, что отечественные страховщики неоднородны по своему качественному составу, поэтому не может быть универсальных рекомендаций по выходу из кризиса для всего рынка в целом.

На современном российском страховом рынке есть страховые компании, руководители которых искренне путают страхование с торговлей "страховыми продуктами", есть компании, руководители которых не понимают разницы между страховой суммой и суммой страховой премии, между собственным удержанием и собственными средствами страховщика и т.п. Это не удивительно, ведь при доминировании принудительного страхования разбираться в таких "тонкостях" было необязательно. Но есть и компании, которыми руководят профессионалы, понимающие суть и механизм реализации страховых отношений. В этих условиях общей для всех стратегии выхода из кризиса быть не может, лучше пытаться "выплыть" "в индивидуальном порядке".

Страницы: 1 2 3

Сатьи по теме:

Участники рынка ценных бумаг
Фондовый рынок является чутким барометром состояния экономики. Ныне основными целями на российском рынке ценных бумаг являются цели становления и закрепления отношений собственности, а главными участниками этого рынка - коммерческие банки. Участники российского рынка ценных бумаг имеют общую задачу ...

Корпоративные облигации
Корпоративные облигации де-факто стали основным инвестиционным инст­рументом российского фондового рынка. Опережающее развитие рынка облига­ций вполне закономерно, так как дан­ная форма заимствований не связана с размыванием собственности основных акционеров предприятий, позволяет за­нимать средств ...

Функции центральных банков
Центральный банк представляет собой орган государственного регулирования экономики, т.е. банк, наделенный монопольным правом эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса. В современных условиях центральный банк выполняет следующие основные функции: - Эмиссионный цен ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru