«…Непосредственными проявлениями кризиса ликвидности кредитной организации могут служить следующие события:
· неожиданное значительное снижение остатков средств на клиентских счетах «до востребования» (спад на 10-20% или больше по сравнению со средним показателем предыдущего месяца, который удерживается более трех дней);
· неспособность Банка приобрести срочные депозиты по текущей рыночной стоимости;
· значительное сокращение банками-контрагентами открытых ранее лимитов на Банк» [17]
«…Стратегия выхода Банка из кризиса ликвидности строится по принципу минимизации издержек при погашении дефицита ликвидности и заключается в сглаживании дисбаланса активно-пассивных операций по срокам» [8]. В целом программу выхода из кризиса ликвидности можно разбить на несколько этапов:
1 этап. Организационные мероприятия
.
Основным координирующим и контролирующим органом организационных мероприятий является Правление,
периодичность работы которого в условиях кризиса ликвидности устанавливается Председателем Правления Банка. При этом деятельность членов Правления направлена на решение нижеследующих задач:
· определение факторов, вызвавших кризисную ситуацию (внешние или внутренние), а также признаков, свидетельствующих о возникновении кризиса;
· определение стратегических действий и необходимость масштаба их введения;
· разработка и предоставление на утверждение Совета директоров Банка Плана мероприятий;
· назначение ответственных за исполнение мероприятий, координация взаимодействия подразделений-исполнителей;
· контроль исполнения мероприятий;
· информирование Совета директоров Банка о результатах мероприятий и изменениях контрольных показателей (динамика клиентских средств, возможностях приобретения срочных депозитов и межбанковских средств по текущей рыночной стоимости, репутации банка и т.д.);
· определение момента выхода из кризиса и план возврата к обычному режиму работы;
· анализ произошедших событий, выводы об эффективности предпринятых мер и о том, насколько можно избежать повторения такого кризиса;
· принятие решения по вопросам обеспечения общественности необходимой информацией (либо ограничениях на распространение сведений определенного характера).
При этом в порядке общей координации действий, должны осуществляться:
· разработка, предоставление на рассмотрение и утверждение Правлением предложений и вариантов плана необходимых мероприятий;
· доведение до ответственных исполнителей принятых решений и планов.
Кроме того, репутация Банка в рассматриваемой ситуации в значительной степени зависит от эффективности управления информацией. Своевременное распространение информации, верно разъясняющей позицию в заинтересованных внутренних и внешних кругах, либо введение определенных ограничений на ее разглашение, может сократить распространение слухов и восстановить доверие к Банку.
2 этап. Корректировка методов управления активами и пассивами.
А) Внедрение антикризисных мероприятий в управлении активами.
Поскольку активы кредитной организации разнородны и обладают разным уровнем риска, целесообразно проводить антикризисные мероприятия по каждой группе активов.
1). Управление кассовой наличностью и средствами на корреспондентском счёте в ЦБ РФ включает следующие меры:
· установление лимитов кассовой наличности (по объемам или по оборачиваемости);
· ежедневное информирование (на основе 3-х дневного прогноза) Управления кассовых операций о предстоящих погашениях депозитных договоров Кредитно-финансовым управлением;
Сатьи по теме:
Модель управления резервной позицией
Метод управления резервной позицией является методом с большими преимуществами и большими недостатками. Его содержание заключается в следующем: «…определяем резервную позицию, т.е. не формируем заранее вторичные резервы, а лишь прогнозируем количество фондов, которое мы можем купить на денежном рын ...
Открытие новых маршрутов телеграфа
Первые трансатлантические телеграммы, которыми обменялись президент США Джеймс Бьюкенен и королева Великобритании Виктория, посылались по подводным линиям, которые строил Сайрус Филд. Однако данные подводные линии просуществовали недолго из-за несовершенства технологии их строительства и вскоре пер ...
Основные тенденции развития банковской системы РФ
Вместе с ростом объемов потребительского и корпоративного кредитования растут и денежные потребности российских кредитных организаций. Последние полтора-два года российские банкиры все охотнее обращаются к коллегам для привлечения средств от пула кредиторов. Госбанки, лидеры привлечений, занимают д ...