Основы оценки кредитоспособности ссудозаемщика

Банковское дело » Кредитная политика банка » Основы оценки кредитоспособности ссудозаемщика

Страница 1

Одним из самых важных этапов в организации процесса кредитования является оценка кредитоспособности клиента. От правильной оценки часто зависит жизнеспособность банка. Неправильная оценка может привести к не возврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка и в конечном счете привести к банкротству кредитной организации. Поэтому банки придают огромное значение разработке современной методологической базы оценки кредитоспособности, тестированию квалификации кредитных работников, а также совершенствованию системы контроля и оценки кредитных рисков.

Кредитоспособность – наличие у заемщика предпосылок, возможностей получить кредит и возвратить его в срок.

Оценка кредитных заявок обычно основывается на применении комплексной рейтинговой системы оценки кредитных заявок, которая проводится в соответствии с действующими методиками определения группы кредитного риска кредитных продуктов (т.е. путем начисления баллов по заранее принятым критериям). При этом заполняется краткое досье клиента по установленной форме.

Оценка кредитоспособности клиента обычно базируется на анализе следующих критериев:

1) качество управления компанией (уровень менеджмента);

2) характер кредитуемой сделки;

3) опыт работы банка с данным конкретным клиентом (кредитная история);

4) состояние отрасли и региона, конкурентоспособность клиента, положение конкретного клиента в указанной отрасли;

5) финансовое положение клиента;

6) возможность предоставления клиентом имущества для использования в качестве иного обеспечения.

Руководство должно обладать достаточно высокой компетенцией и опытом, чтобы ставить реалистичные финансовые цели и задачи.

Опыт работы банка с клиентом (характер взаимоотношений с клиентом). Прежде всего, кредитный инспектор должен оценить прочность взаимоотношений банка с клиентом и его историю. К факторам, которые нужно проанализировать при оценке характера взаимоотношений банка с клиентом, относятся:

- длительность взаимоотношений заемщика с банком по кредитованию, предоставлению банком клиенту других продуктов, имеющих кредитные риски, по расчетно-кассовому обслуживанию и по другим видам банковских услуг (продуктов);

- количественные параметры операций банка с данным клиентом по всем видам продуктов (суммы и сроки кредитов, гарантий и др., суммы оборотов по счетам, суммы депозитов и др.);

- кредитная история.

Анализ внешней среды (региональные и отраслевые факторы) является важным аспектом прогноза риска банка по каждой запрашиваемой ссуде.

Оценив связанные с кредитной заявкой факторы внешней среды, в которой функционирует заемщик, уровень менеджмента и конкурентоспособность продукции, работ, услуг, предоставляемых (оказываемых) клиентом, кредитный инспектор приступает к анализу финансовой отчетности.

Детальный комплексный финансовый анализ заемщика (движение денежных средств, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заемных средств) и объекта кредитования производится на основании имеющейся в распоряжении кредитного инспектора документации. При этом инспектором должны использоваться документы, предоставленные самим заемщиком, полученные из других источников, а также документы, уже имеющиеся в банке и ранее предоставленные заемщиком (по предыдущим кредитам и при получении других услуг).

Основными источниками финансовой информации для анализа являются: бухгалтерский баланс предприятия (форма № 1 по ОКУД); отчет о финансовых результатах (форма № 2); отчет о движении средств (форма № 4); приложение к балансу (форма № 5). Обязательным является изучение финансового состояния заемщика в динамике. Для этого необходимо получение бухгалтерской отчетности заемщика не менее чем за 3 последних квартала (за исключением предприятий с иностранными инвестициями).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Сатьи по теме:

Характеристика дилерских фирм
Дилерская деятельность — это совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ...

Методика, разработанная Батраковой Л.Г.
Анализ доходов Данной методикой предусмотрена стандартная классификация доходов банка (см. методику Пановой Г.С,), поэтому здесь подробно остановимся лишь на ключевых моментах анализа, отличающихся от вышерассмотренных. Батракова Л.Г. отмечает, что группировка активов (доходы банка) по признаку дох ...

Организации, занимающиеся рейтинговой оценкой ЦБ в РФ
Чтобы грамотно оценить риск инвестирования в ту или иную компанию, необходимо: 1. Иметь доступ к информации о компании, желательно к ее внутренней «кухне», так как одной внешней отчетности (балансы и т.п.), как правило, недостаточно для оценки рисков. 2. Иметь возможности (прежде всего время) и жел ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru