Правовая база и основные инструменты денежно – кредитной политики

Банковское дело » Национальный банк Республики Казахстан - проводник денежно-кредитной политики » Правовая база и основные инструменты денежно – кредитной политики

Страница 1

Правовая основа деятельности НБ РК основывается на Конституции, на Законе РК «О Национальном Банке РК», Законом РК «О банках и банковской деятельности в РК», а также другими законодательными актами РК, актами Президента РК, а также международными договорами, заключенными Республикой Казахстан.

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

Все применяемые центральными банками инструменты можно разделить на инструменты прямого и косвенного контроля. К категории инструментов прямого контроля относятся максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита. Однако данные инструменты не используются Национальным Банком, поскольку эффективность их применения не является однозначно положительной.

В целом, инструменты, применяемые Национальным Банком для реализации денежно-кредитной политики, относятся к категории косвенных инструментов и делятся на постоянные механизмы, операции открытого рынка и минимальные резервные требования.

К постоянным механизмам относятся займы рефинансирования (т.е. кредитные и учетные операции) и депозитные операции. Основной задачей использования постоянных механизмов является удержание рыночных ставок внутри заданного коридора. Постоянным этот механизм называется потому, что он доступен банкам постоянно (а не в отдельные моменты времени, как, например, операции открытого рынка). Инициатором проведения операций в рамках постоянных механизмов является коммерческий банк.

К операциям открытого рынка относятся покупка и продажа государственных ценных бумаг центральным банком на вторичном рынке, в том числе с обязательством обратного выкупа (операции РЕПО/обратного РЕПО) валютные интервенции, СВОП-операции, а также выпуск краткосрочных нот. Операции открытого рынка прямо воздействуют на денежное предложение. Покупая ценные бумаги у коммерческих банков, Национальный Банк выпускает в экономику дополнительные деньги (увеличивает денежную массу). Продажа ценных бумаг приводит к сокращению денежной массы. Операции на открытом рынке осуществляются по инициативе Национального Банка.

Кроме того, в целях регулирования ликвидности в банковском секторе и ограничения роста денежного мультипликатора Национальным Банком используются минимальные резервные требования.

Страницы: 1 2

Сатьи по теме:

Выводы
Показатель чистого приведенного дохода характеризует современную величину эффекта от будущей реализации инвестиционного проекта. В отличие от показателя NPV индекс рентабельности является относительным показателем. Он характеризует уровень доходов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений. Эко ...

Кредитные риски как разновидность банковских рисков
Термин "риск" происходит от латинского "risicare", означающего "решиться" [26, с. 87] (более подробно смотреть в Приложении 1). Понятие риска очень многогранно и охватывает практически все области жизнедеятельности человека, в том числе экономику. Экономический риск по ...

Понятие производных ценных бумаг
Ценные бумаги можно разделить на два класса – основные и производные, или деривативы. К последнему классу относятся такие ценные бумаги, в основе которых лежат основные ценные бумаги и другие активы, а цены на них зависят от изменения цен на базисные активы. То есть, если изменяются цены на нефть, ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru