Правовая база и основные инструменты денежно – кредитной политики

Банковское дело » Национальный банк Республики Казахстан - проводник денежно-кредитной политики » Правовая база и основные инструменты денежно – кредитной политики

Страница 1

Правовая основа деятельности НБ РК основывается на Конституции, на Законе РК «О Национальном Банке РК», Законом РК «О банках и банковской деятельности в РК», а также другими законодательными актами РК, актами Президента РК, а также международными договорами, заключенными Республикой Казахстан.

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Ее главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

Все применяемые центральными банками инструменты можно разделить на инструменты прямого и косвенного контроля. К категории инструментов прямого контроля относятся максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита. Однако данные инструменты не используются Национальным Банком, поскольку эффективность их применения не является однозначно положительной.

В целом, инструменты, применяемые Национальным Банком для реализации денежно-кредитной политики, относятся к категории косвенных инструментов и делятся на постоянные механизмы, операции открытого рынка и минимальные резервные требования.

К постоянным механизмам относятся займы рефинансирования (т.е. кредитные и учетные операции) и депозитные операции. Основной задачей использования постоянных механизмов является удержание рыночных ставок внутри заданного коридора. Постоянным этот механизм называется потому, что он доступен банкам постоянно (а не в отдельные моменты времени, как, например, операции открытого рынка). Инициатором проведения операций в рамках постоянных механизмов является коммерческий банк.

К операциям открытого рынка относятся покупка и продажа государственных ценных бумаг центральным банком на вторичном рынке, в том числе с обязательством обратного выкупа (операции РЕПО/обратного РЕПО) валютные интервенции, СВОП-операции, а также выпуск краткосрочных нот. Операции открытого рынка прямо воздействуют на денежное предложение. Покупая ценные бумаги у коммерческих банков, Национальный Банк выпускает в экономику дополнительные деньги (увеличивает денежную массу). Продажа ценных бумаг приводит к сокращению денежной массы. Операции на открытом рынке осуществляются по инициативе Национального Банка.

Кроме того, в целях регулирования ликвидности в банковском секторе и ограничения роста денежного мультипликатора Национальным Банком используются минимальные резервные требования.

Страницы: 1 2

Сатьи по теме:

Особенности и проблемы правового регулирования аудита Центрального банка Российской Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Законом установлено, что Банк России в пределах полномочи ...

Лизинг: понятие, механизм, разновидности
В соответствии с Федеральным законом от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О лизинге» лизинг представляет собой инвестиционную деятельность по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенн ...

Выводы
В данной работе была дана общая характеристика текущего состояния фондового рынка. Кратко охарактеризованы основные этапы его формирования, освещены условия, в которых происходило его становление и развитие. По результатам работы можно сделать вывод о том, что несмотря на динамический рост показате ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru