Система элементов оценки качества кредитного портфеля

Банковское дело » Управление качеством кредитного портфеля банка » Система элементов оценки качества кредитного портфеля

Страница 2

Для оценки степени кредитного риска банками используется качественный и количественный анализ. Качественный анализ опирается на изучении и выделении конкретных факторов риска. В состав качественных показателей можно отнести результаты анализа перспектив развития заемщика: состояние отрасли заемщика; роль заемщика в регионе; оценка экономической, политической, технической политики организации-заемщика; деловая репутация предприятия и владельцев бизнеса. Моделью проведения качественного анализа является непосредственный анализ кредитного портфеля банка.

Количественный анализ риска формализует степень риска с помощью расчета различных показателей и финансовых коэффициентов (Приложение 1). Кроме того, количественный анализ предполагает проведение анализа факторов, повлиявших на изменение значений применяемых показателей и коэффициентов; анализ динамики таких изменений; сравнение с установленными критериями и показателями конкурирующих банков.

Оценка совокупного риска по кредитному портфелю банка определяется, исходя из особенностей элементов и риска отдельных сегментов кредитного портфеля, например, ссуд, предоставленных юридическим лицам; предоставленных физическим лицам; размещенных депозитов и МБК; учтенных векселей и других (в Приложении 2 приведен перечень элементов разработанной методики оценки качества такого сегмента кредитного портфеля, как кредиты юридическим лицам).

Агрегированным показателем оценки степени кредитного риска портфеля является соотношение Суммы остатка задолженности по ссудам и активам кредитного характера, отнесенных к i-той категории качества, уменьшенной на процент риска по i-той категории к Общей сумме кредитного портфеля. Оценить степень кредитного риска портфеля, а также защиту банка от него позволяют показатели, определяющие долю просроченных ссуд, неработающих кредитов, убытков по ссудам в остатках ссудной задолженности, соотношение фактического и расчетного резерва на покрытие убытков по ссудам.

Для определения уровня кредитного риска банками на практике применяются различные сложные системы количественных моделей оценки. В основе одних моделей заложены различия в подходе к определению кредитных потерь: в одних случаях, к ним относят фактический неплатеж по кредиту в установленный срок; в других – применяется сравнение банковского уровня потерь с рыночными показателями (или с показателями моделирования). Некоторыми банками применяется прогнозный подход (например, по кредитной линии), основанный на оценке восстановительной стоимости ссуды в случае неплатежа, другими производится расчет эмпирических данных. В методологии оценки кредитного риска выделяют условные и безусловные модели: безусловные, как правило, отражают информацию о конкретном заемщике, условные – содержат еще и информацию о состоянии экономики. Кредитных риск можно оценить на уровне индивидуального актива или на уровне агрегированных данных, которые используются для оценки риска по портфелю однородных ссуд и по всему кредитному портфелю. Применяются также и различные методы оценки взаимозависимости факторов, влияющих на кредитные потери (например, методы оценки корреляции между неплатежами и изменениями рейтинга).

Хотя подходы, используемые для построения многочисленных моделей оценки кредитного риска, различаются между собой, их объединяет то, что все они рассчитывают вероятность изменения качества отдельных категорий кредитов и дефолта, а также позволяют спрогнозировать банку будущие потери от дефолта заемщика. Акцент в таких моделях делается на оценку рисков в течение небольшого временного интервала (обычно года).

Уровень доходности кредитного портфеля. Все операции, в том числе и кредитные, осуществляются банками с целью получения максимальной прибыли при допустимом уровне риска. Основной доход банков формируется за счет процентной маржи, получаемой в результате разницы процентных ставок по предоставленным кредитам и процентных ставок по привлеченным вкладам физических лиц и средствам юридических лиц. В связи с этим банки обязаны отслеживать все колебания в процентных ставках, так как любое их изменение может позитивно или негативно отразиться на величине чистого процентного дохода и, следовательно, привести к финансовым затруднениям или потерям по кредитам.

Существует несколько методов анализа изменения процентных ставок и его влияния на доходность банка, например: анализ изменения процентной маржи; анализ несоответствия уровня процентных ставок по активам и пассивам банка (GAP или DGAP).

Элементы, входящие в состав кредитного портфеля, делятся на две группы: приносящие и не приносящие доход. Уровень доходности кредита определяется уровнем процентной ставки по нему, а также своевременностью выполнения заемщиком обязательств по процентным платежам. В состав группы ссуд, не приносящих доход, включаются беспроцентные кредиты, ссуды с замороженными процентами, а также с длительной просрочкой по процентным платежам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Сатьи по теме:

Финансовая составляющая кредитоспособности предприятия
Важным вопросом является правильный выбор частоты проведения текущих проверок, так как события, приводящие к возникновению финансовой опасности, могут развиваться достаточно быстро. Анализ финансовой устойчивости компании-заемщика позволяет оценить текущее состояние счетов предприятия, обеспечивающ ...

Операции центральных банков в условиях рыночной экономики
Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению. Центральный банк имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитн ...

Продвижение на рынок банковских услуг
Продвижения банковских услуг на рынок- это система мероприятий по взаимодействию банка с потенциальными потребителями и обществом в целом, направленная на формирование спроса и увеличение объема продаж банковского продукта. Продвижение банковской услуги включает в себя прежде всего: рекламу; стимул ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.banksprofile.ru