"Z-анализ" был введен Альтманом, Хальдеманом и Нарайаной и представлял собой модель выявления риска банкротства корпораций. Цель "Z-анализа" - отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к фирмам-банкротам, либо к успешно действующим фирмам.
Линейная модель Альтмана, или уравнение Z-оценки, выглядит следующим образом:
(1)
Переменные для уравнения Z-оценки рассчитываются следующим образом:
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
Правило разделения фирм на группы успешных и банкротов следующее:
· если Z < 2,675, фирму относят к группе банкротов;
· если Z > 2,675, фирму относят к группе успешных.
Вероятность банкротства предприятий оценивают по следующей шкале (таблица 7).
Таблица 7 – Шкала банкротства
Значение Z |
Вероятность банкротства |
1,8 и меньше |
Очень высокая |
От 1,81 до 2,7 |
Высокая |
От 2,71 до 2,9 |
Возможная |
От 3 и выше |
Очень низкая |
Данную количественную модель в процессе анализа можно использовать как дополнение к качественной характеристике, данной служащими кредитных отделов. Однако она не может заменить качественную оценку. Модель и получаемые посредством нее Z-оценки могут послужить ценным инструментом определения общей кредитоспособности клиента.
Модель надзора за ссудами Чессера прогнозирует случаи невыполнения клиентом условий договора о кредите. При этом под "невыполнением условий" подразумевается не только непогашение ссуды, но и любые другие отклонения, делающие ссуду менее выгодной для кредитора, чем было предусмотрено первоначально. Переменные, входящие в модель, могут рассчитываться на основании данных составленного ранее агрегированного баланса, что показано ниже.
В модель Чессера входят следующие шесть переменных:
(7)
(8)
(9)
(10)
(11)
(12)
Оценочные показатели модели следующие:
(13)
Переменная у, которая представляет собой линейную комбинацию независимых переменных, используется в следующей формуле для оценки вероятности невыполнения условий договора, :
, (14)
где . Получаемая оценка у может рассматриваться как показатель вероятности невыполнения условий кредитного договора. Чем больше значение у, тем выше вероятность невыполнения договора для данного заемщика.
Сатьи по теме:
Основные показатели, применяемые при анализе
проектов
При анализе инвестиционных проектов основное внимание уделяют показателям чистого приведенного дохода, рентабельности капиталовложений, внутренней норме прибыли. Показатель чистого приведенного дохода (Net Present Value, NPV) сопоставляет величину капитальных вложений (Invested Сapital, IC) с общей ...
Анализ рынка ипотечного кредитования в России
Объемы выдачи ипотечных кредитов в 2004 году, по сравнению с 2003 годом, возросли вдвое - $500млн. против $260млн. Основной вклад внес Сбербанк благодаря значительной ресурсной базе и разветвленной филиальной сети, доля которого по-прежнему составляет около 50% рынка. В настоящий момент 60 проценто ...
Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Росгосстрах-Поволжье»
Финансовый анализ деятельности страховой организации, как было отмечено выше, проводится в два этапа. Анализ абсолютных и относительных показателей.В качестве абсолютных показателей рассмотрим динамику доходов и расходов филиала ООО «Росгосстрах-Поволжье». Для начала проанализируем результат от опе ...